Home

Советский графический дизайн

22.12.2013

Советский графический дизайн

Острая общественно-политическая ситуация в России, связанная с революцией и гражданской войной, вызвала необходимость в массовом создании социально-политических плакатов, как со стороны «красных», так и со стороны «белых». Острая общественно-политическая ситуация в России, связанная с революцией и гражданской войной, вызвала необходимость в массовом создании социально-политических плакатов, как со стороны «красных», так и со стороны «белых». В большинстве, плакаты создавались ужасающе безвкусные, перенасыщенные китчевыми деталями, либо просто плохо нарисованные. Но это происходило «за пределами» той среды, в рамках которой строилось новое художественное образование нашей страны, и зарождал-ся настоящий дизайн.

Рекламное плакатное творчество Льва Самойловича Бакста (1866-1924), Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946), Николая Владимировича Ремизова (Ре-ми, 1887-1975), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) было значительным шагом вперед, к дизайну как таковому, по сравнению с китчевым торгово-промышленным плакатом.
Если кратко охарактеризовать художественную жизнь России 1917-1930 годов, то эксперимент по созданию нового общества, ожидание новой жизни, бедность народа и бурное развитие промышленности, отсутствие строгой государственной системы и цензу-ры, огромное количество идей по реконструкции общества привели к следующему. Художники отрицали каноны прошлого и чувствовали особую свободу, активно участвовали в создании нового общества, создавали новое, революционное искусство. Задачей большей части художников стало формирование новой жизненной среды - «жизнестроение», что осуществлялось через внедрение искусства в быт. Активно развивались авангардные течения.

На формирование графического дизайна в нашей стране оказали влияние следующие авангардные течения.
Абстракционизм, течение, изобретенное Василием Васильевичем Кандинским (1866-1944). Суть абстракционизма: высшая и самая духовная форма искусства - это бес-предметное искусство, выражающее посредством абстрактных форм, линий и пятен внутреннее состояние художника. Каждая форма (например, треугольник) и каждый цвет обладает собственным духовным содержанием, поэтому для живописи художнику не требуется ничего из грубого предметного мира. Эти идеи Кандинского имеют огромную значимость для дизайна, так как открывают путь для индексального (абстрактно-знакового) выражения любого содержания.

Супрематизм, течение, изобретенное Казимиром Севериновичем Малевичем (1878-1935). Суть супрематизма в визуальном поиске философских и логических категорий. Через изображение абстрактных фигур, парящих в «белой бездне», ведется поиск универсальных закономерностей бытия. Супрематист Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий (1890-1941) создавал так называемые «проуны» (Проекты Утверждения Нового) - абстрактные композиции из фигур, которые впоследствии стали основой для фотоколлажей, выражающих новый взгляд на искусство.

Конструктивизм, течение, изобретенное Владимиром Евграфовичем Татлиным (1885-1953). Суть конструктивизма - в отказе от любых характеристик предмета, кроме конструкции, каркаса, который и является сущностью предмета, основой конструирования.
Революционное искусство стремилось создать новый облик городской среды. Супрематические формы выплеснулись на наружную рекламу, транспорт, предметы быта, ткани, агитпоезда. Вместо органического включения нового оформления в архитектурную среду требовалось максимально подчеркнуть художественный конфликт. Примером может служить реклама Моссельпрома, созданная А. Родченко в 1924 году: здание украшено яркими шрифтовыми композициями, полностью нивелирующими дом как архитектурное сооружение.

Серьезное влияние на плакатный дизайн в нашей стране оказали Окна РОСТА - серия плакатов, созданная в 1919-1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА).
«Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Необходимость «Окон РОСТА» была вызвана отсутствием других средств массовой информации, доступных большой части населения в тот период.
Плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах, используя советские грузоперевозки. В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка.

Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов).
Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 Михаил Михайлович Черемных (1890-1962).
Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.

Плакат. Бакст Л.С.
Плакат. Художник Бакст Л.С.

Плакат. Ремизов Н.С.
Плакат. Художник Ремизов Н.В.

Демон сидящий. Врубель
Фрагмент картины: Демон сидящий. Врубель М.А.


Кандинский
Художник Кандинский В.В.

Малевич К.
Художник - Малевич Казимир.

Плакат. Эль Лисицкий
Плакат. Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий

Плакат. Татлин В.М.
Плакат. Татлин В.М.

Окна роста. Черемых
Плакат. "Окна роста". Черемых М.М. 1920 г.

Запуск первого искусственного спутника Земли в 1957-м году, первый полет чело-века в космос в 1961-м году и другие успехи СССР в области космических технологий не могли не повлиять на промышленный и графический дизайн. В 1950-1960-х в моду вошли обтекаемые формы и блестящие металлические поверхности. Ярким примером этой тенденции может служить «космический» дизайн пылесосов «Ракета», «Сатурн» и «Чайка».

image015.jpg  image017.jpg

Советский графический дизайн развивался в жанрах агитационного и рекламного плаката, искусства книжной графики, а также прикладных задач создания упаковки, то-варных знаков и фирменных стилей. В 1954-м году в рамках Московского союза худож-ников возникает секция, получившая впоследствии название «Промграфика» — это было первое профессиональное объединение, выполнявшее заказы производства. В разные го-ды председателями секции были выдающиеся дизайнеры: Г.А. Щетинин, А.Д. Крюков, В.С. Акопов.

image019.jpg

image021.jpg

Постановление КПСС от 1962-го года обязало все предприятия страны иметь заре-гистрированный товарный знак. Художники «Промграфики» создают для них новые ла-коничные знаки-символы, демонстрируя высокий международный уровень в проектах для экспортных предприятий СССР, а также в системе визуальных коммуникаций Олимпиады-80.

image026.jpg

Список литературы:
  1. Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии). СПб.: Маркет – 2011. С. 45.
  2. Хеймбрин Р. Самый полный справочник. Графический дизайн. «The Compute .Graphtc Desiger. М.: ACT, Апрель, 2008. С. 92 
  3. Дэбнер Д. Школа графического дизайна. М.:Ринал – 2009, с. 104.
  4. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. СПб.: БХВ-Петербург – 2004, С. 56
Статья подготовлена: 
Сухарева Алена, РСО-31-11