Home

MICE-менеджер

MICE-менеджер

MICE-менеджер, или менеджер по деловому туризму

Деловой туризм по роду и функциональным особенностям вполне  справедливо относится к категории туристских мероприятий. Но в русском словосочетании „деловой туризм“ изначально заложено противоречие: ведь туризм — это,  прежде всего, отдых. Поэтому все чаще менеджеров и отделы по деловым поездкам называют английскими терминами MICE или business travel. Business travel — обеспечение клиентов билетами и гостиницами, то есть обслуживание командировок, за содержание которых агентство не отвечает. Аббревиатура MICE — первые буквы английских слов Meeting, Incentive, Corporate, Events. Из них пояснения, наверное, требуют только два. Incentive с английского переводится как мотив, побуждение, то есть речь идет о стимулирующих, поощрительных поездках коллектива фирмы, как правило, на отдых. Corporate — корпоративные поездки, тоже организуемые фирмами, но больше для дела: конференции, обучение, тимбилдинг, тренинги и т. д.

Общее описание

Примерно к 1992 году можно отнести образование первых туристических агентств, предоставляющих услуги по организации командировок для корпоративных клиентов. Услуги эти подразумевают, что агентство обеспечивает  авиа и ж/д билеты, оформляет визы, бронирует гостиницы и трансфер. Те туристические компании, которые вплотную занимались обслуживанием деловых поездок частных лиц и корпоративных клиентов, в своей структуре выделяли специальные подразделения по деловому туризму или business travel, то есть обслуживание командировок, за содержание которых агентство не отвечает. Позже, к концу 90-х, в индустрии поездок со служебными целями появилось такое понятие, как MICE:  Meeting, Incentive, Corporate (или Conference), Events (или Exhibitions), — которое является составляющим элементом пакета услуг для корпоративных клиентов по деловым поездкам. При этом MICE-подразделение может как входить в состав отдела по деловому туризму в туристической компании, так и быть отдельным бизнесом, организующим исключительно корпоративные выездные мероприятия.

Мария Костылева, директор по развитию CityStaff, рассказывает: «Обычно менеджер по деловым поездкам и менеджер MICE — это две разные должности отдела Business Travel. Но во время кризиса, когда были сильно урезаны корпоративные бюджеты и в агентствах было мало корпоративных заявок, один человек совмещал функционал обеих должностей».

Образование

Специализированное высшее образование в туризме можно получить сейчас как в профильном государственном вузе, например, в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТиС), так и в экономических государственных вузах, где ввели эту специальность 5-12 лет назад. Например, в Государственном Университете Управления (ГУУ) на факультете «Туризма и развития рынка». Также появились и специализированные негосударственные вузы и курсы, например, Российская Международная Академия Туризма (РМАТ).

Мария Костылева говорит: «В нашей стране в высших учебных заведениях специальность „Менеджер по туризму“ существует относительно недавно, и качество такого образования, к сожалению, сегодня не самое высокое. Поэтому  работодатель, как правило, не заявляет в параметрах вакансий наличие профильного образования в туризме. Обычно обязательным требованием является любое высшее образование. Что касается MICE-менеджеров, квалификация которых должна включать знания по организации мероприятий для больших групп (от 100 до 1000 человек), то высшего образования по event-менеджменту, а тем более по MICE-менеджменту, у нас в стране пока нет, поэтому важную роль играет накопленный опыт по проектам».

Профессиональные сертификаты и аттестации

Для работы в туризме необходимо знание онлайн-систем бронирования, таких как GTA, TRAVCO, Kuoni и других. Обязательно знание английского языка на разговорном уровне и умение вести деловую переписку. При специализации на определенном направлении требуется разговорное знание национального языка по этому направлению.

Смежные карьеры

В сферу MICE и делового туризма вполне можно перейти из массового туризма, если у кандидата накоплен хороший опыт по работе с партнерами по всему миру. По мнению Марии Костылевой, event-менеджеры, вывозившие компании на корпоративы в Подмосковье, также вполне могут претендовать на должность MICE-менеджера по России и СНГ. А вот администраторов и офис-менеджеров, которые бронировали визы, гостиницы и билеты для руководства, и сотрудников внутри офиса вряд ли примут на работу в туристическую компанию в отдел бизнес-поездок.

Функциональные обязанности

Менеджер по деловым поездкам — это обычно менеджер по туризму с большим опытом работы по нескольким направлениям или по всему миру. Он должен хорошо знать рынок партнеров-туроператоров, системы онлайн-бронирования, уметь: быстро разработать и рассчитать предложение для корпоративного клиента; забронировать отель, трансфер, гидов; проконсультировать по визам; проследить за выпиской авиабилетов и страховых полисов; вести первичную бухгалтерию по каждому клиенту и деловую переписку с партнерами на английском языке. «Задача специалиста в данном случае, — рассказывает Мария Костылева, — заключается не в организации отдыха клиента и формировании туристического маршрута, а в поиске оптимального подхода к организации рабочей поездки. Ведь здесь цель клиента — быстро, комфортно и эффективно решить рабочие вопросы за рубежом, желательно еще сократив командировочные расходы до оптимальной для бюджета цифры».

Навыки/Личные качества

Обычно в компаниях разделяют менеджеров MICE по зарубежью и менеджеров MICE по России и СНГ. Особенностью профессии является то, что она сопряжена с частыми командировками. Бывает необходимо сопровождать группы на конференции, семинары, конгрессы, то есть быть участником корпоративных выездов. «Кроме того, — добавляет Мария Костылева, — MICE-менеджер зачастую совмещает еще и функции PR-менеджера, ведет работу со СМИ и занимается наполнением корпоративного сайта по своему направлению. Резюмируя, можно сказать, что MICE-менеджер, прокладывая маршрут, создает «начинку» путешествия в соответствии с пожеланиями клиента».

От MICE-менеджера требуется:

  • знание партнерской базы (минимум Турция, Египет, Европа, Россия, максимум - весь мир);
  • опыт работы с системами бронирования глобальных гостиничных брокеров;
  • опыт в подготовке предложений для тендеров, включая оформление и презентацию, защита проектов;
  • умение вести переговоры;
  • умение вести деловую переписку;
  • свободное знание английского языка (разговорный и письменный);
  • участие в работе на выставках и в work-shop разных стран и поставщиков услуг;
  • для группы клиента — выезд и контроль на месте организации трансферов, размещения, работы оборудования для конференций; четкость соблюдения сроков и расписания деловой, экскурсионной и развлекательной частей; решение всех проблемных ситуаций клиента на месте. Возможно, даже организация вечерних программ и банкетов.

При этом человек должен обладать долей креатива, чтобы предложить клиенту нестандартную программу и выгодно выглядеть на фоне конкурентов. И часто после поездки MICE-менеджер должен составить релиз-отчет для размещения информации на сайте компании и в СМИ.

Краткая характеристика «идеального кандидата»

По мнению Марии Костылевой, идеальный кандидат отдела Business Travel должен обладать знанием отельной базы по всему миру, знать особенности оформления виз, авиабилетов, страховок, трансфера в разные страны, свободно владеть английским языком, иметь опыт организации мероприятий и вывоза из страны больших групп (до 1000 человек). Специалист должен уметь быстро и соблюдая обещанные сроки предоставить предложение клиенту, уметь его заинтересовать и презентовать услуги агентства наилучшим образом, обладать высокой работоспособностью и хорошими организационными навыками, чтобы быстро решить все вопросы клиента, находясь на месте или онлайн. Для MICE-менеджера, помимо перечисленного, необходимы навыки организации тим-билдинговых программ, а также собственная артистическая и развлекательная база (при запросе от клиента оперативно организовать вечерние шоу-программы). Креативность MICE-менеджера поможет сформировать интересную концепцию для корпоративного выезда, которая будет выгодно отличаться от предложений других агентств.

Плюсы и минусы в профессии

Чтобы решать эффективно множество организационных вопросов одновременно, квалификация и интеллектуальные способности менеджера отдела Business Travel должны быть очень высокими. Таких менеджеров очень не хватает, и на них наблюдается сегодня устойчивый спрос.

Но, к сожалению, когда наступают кризисные времена и заказов от клиентов становится на порядок меньше,  такие менеджеры вынуждены переходить в смежные области — в массовый туризм или в event-агентства. Также  не все выдерживают такой ритм работы и постоянные командировки.

Оплата труда

Чем больше проектов в багаже менеджера, тем дороже он стоит. Комиссия агентства по MICE-проектам обычно выше, чем у специалиста по обслуживанию командировок, поэтому зарплаты и процент от проекта у MICE-менеджера (как у линейного специалиста) обычно самые высокие в сфере туризма.

Мария Костылева рассказывает: «Кроме достаточно высокого фиксированного оклада в 40 - 60 000 рублей, в зависимости от квалификации, MICE-менеджер получает еще 10-15% от прибыли по проекту. Таким образом, при реализации крупных проектов зарплата такого специалиста может доходить до 120-150 000 рублей».

Перспективы

Правительство РФ выделило 96 млрд. руб. на развитие внутреннего туризма, поэтому есть надежда, что увеличится количество корпоративных выездов, а также конгрессов, конференций, выставок по России. Некоторые европейские страны, а также Бразилия, отменили в этом году визы для россиян, упростив таким образом выезд из страны. Значит, будет спрос на специалистов, организующих подобные программы и делающих выезд сотрудников клиента комфортным, полезным и интересным.


Источник: http://planetahr.ru