Акты прокурорского реагирования: примеры применения правовых средств, условия и требования к формам

Выявляя нарушения действующего законодательства и устанавливая обстоятельства, которые им способствуют, прокурор должен принять меры к их устранению и, соответственно, недопущению в будущем, а также к привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Для этого законами, регулирующими надзор, предусматривается достаточно большое количество специфических полномочий представителей этих правоохранительных органов, то есть отдельных обязанностей и прав, обеспечивающих максимально эффективное нарушение законов.Акты прокурорского реагирования: примеры применения правовых средств, условия и требования к формам

Все эти полномочия в теории и практике действующего прокурорского надзора принято называть правовыми средствами, по всем из них должны составляться акты прокурорского реагирования.

Какие бывают средства?

  • По порядку применения и своему внешнему выражению они могут быть общими, которые распространяются на все отрасли прокурорского надзора и отдельные участки деятельности прокуратуры, а также специфическими, являющимися характерными для определенных сфер.
  • К первым относится, в первую очередь, опротестование актов, противоречащих действующему законодательству, а также внесение всевозможных представлений об устранении правонарушений.
  • Специфические же средства реагирования включают в себя дачу заключений и заявление всевозможных ходатайств прокурором в судебном порядке.

Как они используются?

Таким образом, действия, направленные на устранение выявленных правонарушений в соответствии с действующим законодательством, представляют собой правовые средства реагирования прокуроров на любые нарушения законов.

Реализация этих средств осуществляется используя устные или письменные акты прокурорского реагирования, среди основных из которых стоит выделить протесты, постановления и представления.

Стоит отметить тот факт, что действующие законы не устанавливают какого-то определенного письменного выражения, которое могло бы соответствовать всем видам актов.

Для некоторых из них (к примеру, протестов, вносящихся в процессе проведения уголовного судопроизводства) предусматривается письменная форма, в то время как для других одновременно устная и письменная.

Что они собой представляют?

Акты прокурорского реагирования: примеры применения правовых средств, условия и требования к формам

Акты прокурорского реагирования представляют собой специфичные правовые акты, которые вносятся исключительно самим прокурором в процессе реализации своих полномочий. Сам по себе уполномоченный сотрудник как государственное лицо, занимающееся надзором, не имеет какой-либо административной власти, то есть не обладает правом отдавать какие-либо распоряжения тем органам, которые находятся в его компетенции и за которым он осуществляет надзор. По этой причине у него нет возможности непосредственно отменить осуществление незаконного правового акта, обеспечить восстановление нарушенной законности или же привлечь виновные лица к административной или же какой-либо другой ответственности.

Именно по этой причине используются акты прокурорского реагирования. Они позволяют обратиться к компетентным органам и потребовать у них полного устранения нарушений действующего законодательства с последующим привлечением к ответственности всех виновных лиц.

Определенную особенность имеют правовые акты прокурорского реагирования, которые выносятся прокурором во время проведения надзора за соответствием законодательству работы органов предварительного следствия и дознания. За исключением различных представлений, эти акты носят распорядительный характер, который обязывает органы следствия и дознания выполнять конкретные процедуры.

Структура

Структура актов прокурорского реагирования представляет их в виде индивидуальных мер, обращенных к различным должностным лицам или органам в связи с определенными фактами правонарушений.

Они обязывают других к реакции на подобные случаи соответствующим образом, то есть требуется рассмотреть его, принять все соответствующие меры и сообщить о результате прокурору, который их вносил. Особенно важным здесь является правильное представление.

Акт прокурорского надзора должен предельно точно и полноценно выражать в себе закрепленные в законе полномочия прокурора, а также требования, которые на них основываются – это является обязательным условием действенности подобного надзора.

Дальнейший выбор средств реагирования зависит уже непосредственно от характера совершенных правонарушений, причин их возникновения, а также вредных последствий и степени вины лиц, которые должны быть привлечены к ответственности.

В преимущественном большинстве случаев принято использовать такие акты реагирования (прокурорского надзора).

Кроме того, выбираются такие их формы, которые обеспечивают максимальный эффект, и при этом позволяют максимально быстро устранить и предупредить нарушение законов.

Требования

Акты прокурорского реагирования: примеры применения правовых средств, условия и требования к формам

Помимо этого, стоит отметить, что к прокурорскому реагированию предъявляется масса требований. В первую очередь оно должно быть своевременным и предельно оперативным, если есть такая возможность. Также оно должно быть:

  • упреждающим;
  • обоснованным;
  • комплексным;
  • законченным;
  • адекватным;
  • достаточно острым.

Помимо этого, реагирование должно дополняться различными мерами, носящими предупредительно-профилактический характер, и только при этом они могут быть наиболее результативными.

Опротестование

Акты прокурорского реагирования: примеры применения правовых средств, условия и требования к формам

Стандартный акт прокурорского реагирования – протест. В случае выявления каких-либо правовых актов или же отдельных их предписаний, которые противоречат действующему законодательству, в соответствии с последним сам прокурор или же его заместитель должны принести протест в орган или определенному должностному лицу, издавшему данные нормы, или же в вышестоящий орган. Последний этап – это обращение в суд в порядке, который предусматривается процессуальными законами. Таким образом, прокурор имеет право выбора, но при этом должен делать его с учетом множества обстоятельств.

Наиболее распространенными актами прокурорского реагирования являются именно протесты, так как в преимущественном большинстве случаев они способствуют максимально оперативной отмене незаконных актов, учитывая предельную загруженность современных судов различными делами. Помимо всего прочего, в процессе проведения опросов было установлено, что протест многие руководители воспринимают на порядок менее болезненно по сравнению с заявлениями, подавленными в суд.

Направлять такие акты прокурорского реагирования на нарушения закона в вышестоящие органы целесообразно в том случае, если должностное лицо их отклонило, причем в данном протесте, помимо других вопросов, поднимается также вопрос о привлечении этого лица к дисциплинарной ответственности. Также может присутствовать необходимость доведения до сведения других или аналогичных органов.

Если есть основания полагать, что соответствующий орган или же отдельное должностное лицо может отклонить поданный протест, или же он в конечном итоге останется неудовлетворенным, а также если в процессе рассмотрения полученного заявления в судебном порядке нарушение законодательства будет определено в более короткие сроки, прокурор может и должен обратиться в суд для того, чтобы изданный незаконный акт был признан недействительным.

Особенности

Акты прокурорского реагирования: примеры применения правовых средств, условия и требования к формам

Сущность такого опротестования заключается в том, что прокурор в процессе собственного надзора за исполнением закона от имени страны указывает, где именно проявляется такое нарушение законодательства, и вследствие этого требует от соответствующего органа незамедлительной отмены незаконного акта или же приведения его в полное соответствие с действующим законодательством с последующим восстановлением прав и свободы граждан, а также законных интересов и прав государственных и любых других органов.

Современная практика и юридическая наука определила несколько обязательных реквизитов протеста:

  • наименование определенного должностного лица или же органа, которое его вносит;
  • название;
  • номер, а также дату издания акта, противоречащего законодательству и опротестовываемого прокурором;
  • краткое изложение содержания незаконных элементов;
  • изложение полного перечня нарушений;
  • ссылка на нарушенные законы;
  • предложение прокурора, связанное с отменой незаконного акта или же приведение его в полное соответствие с действующими законами;
  • должностное положение и чин лица, которое принесло протест, а также его индивидуальная подпись.

Помимо всего прочего, понятие актов прокурорского реагирования предусматривает также возможность указания на необходимость рассмотрения данного протеста и незамедлительного сообщения об этом уполномоченному прокурору.

В тех случаях, когда протест должен рассматриваться коллегиальным органом, прокурор должен быть предварительно оповещен о дате проведения данного заседания.

В последнее время сформировала практика выступлений прокуроров на проводимых сессиях различных представительных органов, а также всевозможных заседаниях администрации с обоснованием вынесенных протестов, и подобные действия дают положительные результаты.

В подобных случаях у прокурора есть возможность предельно подробно ответить на вопросы уполномоченных лиц, разъяснить требования действующего законодательства и суть нарушения, а также его вредные последствия, чтобы в конечном итоге акт признали недействующим.

Представление

Акты прокурорского реагирования: примеры применения правовых средств, условия и требования к формам

Представление – акт прокурорского реагирования, который является наиболее часто используемым при нарушениях законодательства. Оно вносится прокурором или же его уполномоченным заместителем в определенный орган или непосредственно должностному лицу, которые могут устранить допущенные нарушения и подлежит срочному рассмотрению. Его вносят на базе обстоятельно проведенной одной или нескольких прокурорских проверок, а также предельно глубокого анализа выявленных правонарушений и обстоятельств, которые им поспособствовали.

В описательной части принято перечислять все выявленные правонарушения, а также различные обстоятельства, которые им способствовали. Помимо этого, указываются должностные и другие лица, виновные в их совершении или же способствующие этому.

Представление представляет собой довольно универсальный акт прокурорского реагирования, с помощью которого уполномоченное лицо может задавать самые разные вопросы по преимуществу правового характера, которые помогают не только устранить и предупредить возможные правонарушения, но еще и привлечь к ответственности всех виновных.

Подготовка

В процессе его подготовки особенное внимание уделяется юридической обоснованности, грамотности, достоверности, а также лаконичности, то есть краткому, но при этом предельно исчерпывающему изложению всех обстоятельств.

Вся информация, которую включает в себя этот акт прокурорского реагирования (образец выше), должна быть предварительно крайне тщательно проверена, а его предложения должны быть максимально конкретными и предусматривать максимально эффективные мероприятия, направленные на устранение правонарушений и их предупреждение.

В том случае, если правонарушение возникает впервые, и при этом руководитель органа не должен обязательно привлекаться к ответственности, представление может вноситься в адрес данного руководителя.

Если же на эти правонарушения последовала реакция прокурора, и при этом от них исходит общественная опасность, или же есть потребность в обращении на эту ситуацию внимания вышестоящих органов, то в таком случае по отношению к ним направляются эти акты прокурорского реагирования.

Виды представлений определяются уже непосредственно самим прокурором при исполнении своих обязанностей. К примеру, могут вноситься обобщенные представления, предлагающие определенные меры, которые нужно принять на подведомственных предприятиях.

Постановления

Акты прокурорского реагирования: примеры применения правовых средств, условия и требования к формам

В том случае, если виновные лица должны быть привлечены к административной ответственности, и данный вопрос не поставили другие акты прокурорского реагирования, постановление представляет собой единственно верную меру. При этом стоит отметить, что выносить его могут как по отношению к должностным лицам, так и обычным гражданам.

Главной целью данного акта является возбуждение перед компетентным органом вопроса о том, чтобы виновное в правонарушении лицо или же группа лиц были в обязательном порядке привлечены к административной ответственности.

Таким образом соответствующий орган или же должностное лицо обращают внимание на возникшую ситуацию и степень общественной опасности, а также понимают необходимость привлечения виновного в целях пресечения подобных правонарушений в будущем.

При этом стоит отметить тот факт, что, в зависимости от возникшей ситуации, прокурор может выносить постановление о необходимости возбуждения дела об административной ответственности или же уголовного дела, используя соответствующие акты прокурорского реагирования.

Закон также говорит о том, что при обнаружении в ходе проверок каких-либо лиц, которые были незаконно подвергнуты аресту или же административному задержанию со стороны несудебных органов, прокурор должен принять незамедлительные меры, направленные на их освообождение посредством вынесения постановления об освобождении лиц, арестованных в административном порядке.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-pravovye-akty-prokurorskogo-reagirovaniya-ponyatie-vidy-struktura-i-xarakteristiki.html

Акты прокурорского надзора

Акты прокурорского реагирования: примеры применения правовых средств, условия и требования к формам

У прокуратуры, если говорить про осуществление надзора, отсутствуют соответствующие административно-властные полномочия в отношении поднадзорных органов и должностных лиц. Поэтому даже если работниками прокуратуры были выявлены нарушения закона, самостоятельно прокурор не может применить соответствующие меры воздействия к нарушителю. Однако также он и не имеет права игнорировать правонарушение. В итоге, возникает необходимость в использовании актов прокурорского реагирования или надзора. Подробнее о нюансах применения и составления этих документов — далее в статье.

Читайте также:  Как встать на учет как малоимущая семья: получение статуса и документы, региональные нововведения, интересные сведения

Итак, самостоятельно прокурор не может предпринимать меры по отношению к правонарушителям. Однако реагировать на нарушения закона он обязан. Что же в этом случае делать?

При обнаружении прокурором факта нарушения законодательства Российской Федерации, он обязан обратить на это внимание соответствующих органов и уполномоченных лиц.

Это и есть главное назначение акта прокурорского реагирования.

Документ является основным правовым средством для прокурора, который самостоятельно не может привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности.

Правовые средства прокурорского реагирования можно разделить на пять категорий:

  • Протест.
  • Представление.
  • Постановление.
  • Предостережение.
  • Требование об изменении правового акта.

Акты прокурорского реагирования применяются при специфических обстоятельствах, поэтому распространенное мнение о том, что они взаимозаменяемы, ошибочно.

Протест

Протест, как вариант акта прокурорского реагирования, направлен против незаконно изданного постановления или акта. Документ должен предоставляться уполномоченным органам или прокурором, или его заместителем, и указанные в нем требования подлежат обязательному рассмотрению в течение минимум десяти календарных дней.

Объект рассмотрения — договор, акт, приказ или другой подобный документ, которые были составлены с явными нарушениями делопроизводства и/или прав определенных физических/юридических лиц.

Протест используется с двумя целями:

  • Первая — чтобы аннулировать незаконную документацию, или привести ее в соответствие с действующим законодательством РФ.
  • Вторая — чтобы привлечь составителя незаконного документа к административной (а в особо серьезных случаях — и к уголовной) ответственности.

Решение ситуации с использованием протеста прокурора в порядке надзора состоит из двух шагов. Первый заключается в сборе данных, обосновывающих незаконность рассматриваемого постановления. Второй — это непосредственно составление проекта прокурорского протеста.

Представление

Акт прокурорского надзора под названием «представление» напрямую рассматривает случаи нарушения закона, связанные с нарушениями прав и свобод человека и гражданина.

Акт направляется напрямую лицу, уполномоченному устранить допущенное правонарушение. Как и протест, он подлежит обязательному рассмотрению и, если будет принято решение принимать соответствующие меры, то они осуществляются в течение максимум месяца от внесения представления на рассмотрение.

Стандартные поводы для составления прокурорского представления как акта реагирования:

  • Незаконные действия, повлекшие за собой нарушения положений законодательства.
  • Бездействие должностных лиц, повлекшее за собой нарушение положений законодательства.

Если рассмотрением акта прокурорского представления занимается коллегиальный орган, то прокурор должен быть извещен о запланированной дате заседания и ему в обязательном порядке направляется извещение о результате рассмотрения запроса.

Постановление

Постановления относятся к актам, которые обеспечивают прямое взаимодействие прокуратуры и судебных органов. Эти виды актов используются для инициации судебного дела об административном правонарушении. Если есть достаточно соответствующих доказательств, прокурор может вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

У прокурорского постановления есть и второе применение. С помощью акта, прокурор может освободить лицо, взятое под стражу, если данная процедура была проведена без достаточных на то оснований. Освобождение не всегда окончательное (возможны варианты освобождения под залог), но повторное заключение под стражу возможно только при пополнении перечня доказательств обвинения.

Предостережение

Полное наименование данного акта прокурорского надзора — предостережение о недопустимости нарушения закона.

Он направляется должностным лицам, которые уполномочены предотвращать готовящиеся противоправные деяния (в первую очередь экстремистской деятельности религиозного характера).

Если извещенные уполномоченные лица не предпримут соответствующих мер, они привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона носит превентивный характер, и его можно составлять только при наличии достоверных сведений касательно подготовки противоправных действий. Это же может относиться к бездействию уполномоченных органов, которые были извещены о возможных беспорядках.

Акт-предостережение редко составляется отдельно. Обычно он совмещается с другим актом прокурорского надзора, дополняя и повышая его эффективность.

Требование об изменении правового акта

Данный акт прокурорского реагирования направлен на рассмотрение другого правового акта, содержащего коррупциогенные факторы. Главные требования прокурора в этом случае — изменение или аннулирование незаконного документа.

Этот вид акта прокурорского надзора часто путают с протестом, но, в отличие от последнего, он направлен на документацию, так или иначе связанную с коррумпированными действиями конкретных физических или юридических лиц.

Требование об изменении правового акта может быть отозвано прокурором до того, как было начато рассмотрение запроса.

Источник: https://whoyougle.ru/documents/reports/akty-prokurorskogo-nadzora.html

 

Понятие и виды актов прокурорского реагирования. Требования, предъявляемые к ним, их структура и содержание. Особенности и правовые последствия применения актов реагирования прокурором

Акт прокурорского реагирования — это закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные нарушения закона.

Виды:

протест (прокурор или его заместитель его приносит — ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Сущность протеста — указание прокурора на то, в чем именно выражено нарушение закона и требование от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и интересы государственных и иных органов. Срок рассмотрения протеста — 10 дней со дня его поступления.

Требования, предъявляемые к протесту: 1) должен быть принесен в письменной форме на официальном бланке органа прокуратуры; 2) должен состоять из пяти частей с определенным содержанием.

Структура протеста: а) вводная часть (содержит сведения об адресате, акте прокурорского реагирования и предмете опротестования и начинается с указания органа или должностного лица, возглавляющего данный орган, к которому обращается прокурор.

Дается полное официальное наименование адресатов, после этого указывается название акта прокурорского реагирования: «Протест», наименование опротестованного правового акта, его дата и номер, орган или должностное лицо, издавшее данный акт; б) описательная часть (содержит изложение содержания незакнной части правового акта без каких — либо оценок.

Можно излагать в прямой или косвенной речи, но точно отражать смысл правового акта); в) мотивировочная часть (дается юридическое обоснование незаконности правового акта + указание на на основания его неправомерности или его части); г) резолютивная часть (это логический вывод из всего предшествующего изложения — обычно в форме предложений прокурора о необходимости отмены или изменения незаконного правового акта или его части со ссылкой на ст. 23 ФЗ о прокуратуре); д) заключительная (это подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)

представление об устранении нарушения закона (прокурор его вносит — ст. 24 ФЗ о прокуратуре). Оно обычно выносится по группе нарушений закона, по результатам проведенной проверки или несколько проверок, на основании обобщенных материалов о выявленных нарушениях закона и способствующих им обстоятельств.

Такое представление должно содержать: 1) анализ выявленных нарушений законов с указанием характера нарушений, их частоты, серьезности; 2) анализ конкретных обстоятельств, способствовавших нарушеням законов; 3) анализ причин, в силу, в силу которых меры, предпринимаемые ранее прокурором; 4) предложения прокурора относительно мероприятий, которые следует предпринять для устранения нарушений закона. Структура: а) вводная часть (место, дата вынесения, сведения об адресате, наименование акта прокурорского реагирования, основания обращения с представлением); б) описательная (синтезирующая) часть (общая оценка состояния законности. Указывается на количество нарушений законов, размер причиненного вреда, динамику нарушений законности…); в) мотивировочно — аналитическая часть (анализ причин и условий, способствующих совершению нарушений законов); г) резолютивная часть (начинается словами «Прошу — безотлагательность рассмотрения представления в течение определенного времени, предлагаю — рекомендации и предложения по устранению нарушений законов, требую — просьба о принятии мер по устранению нарушений законов»); д) заключительная (подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)

предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 ФЗ о прокуратуре РФ). Необходимость применения этого акта обусловлена самим характером деятельности прокуратуры, направленной как на пресечение нарушения закона, так и на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих обязанностей.

Суть — предъявление пркоурором соответствующему лицу, нарушившему закон или попытавшемуся его нарушить, требования о прекращении противоправных действий и разъяснения ему о возможных последствиях, если действия не будут прекращены.

Структура: 1) вводная часть (название акта, дата составления, место составления); 2) описательная часть (какая именно проверка послужила основанием объявления предостережения, наименование закона, которому действия противоречат и возможные последствия); 3) резолютивная часть (начинается со слова «предостерегаю» и включает в себя ФИО предостерегаемого лица, места его работы и должность, место его жительства, указание о недопустимости указанных нарушений закона, разъяснение ответственности за продолжение неправомерных действий + права на обжалования вышестоящему прокурору или в суд, подпись прокурора, применившего предостережение с указанием должности, классного чина и фамилии, фамилия и подпись лица, которому объявлено предостережение)

заявление в суд с требованием о признании незаконным правового акта управления (ст. 23 ФЗ о прокуратуре).

Такие дела (из публичных правоотношений) рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями; суд не связан основаниями и доводами заявленных требований; обязанности по доказыванию возлагаются на орган, принявший НПА.

Подача заявления об оспаривании НПА в суд не приостанавливает действие оспариваемого НПА. Прокурор обращается в суд, как правило, в случае отклонения протеста органом.

  • мотивированное постановление о направлении материалов дела следователем или дознавателем о решении вопросов уголовного преследования — в случае необходимости привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности
  • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении — цель — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности.
  • требование об изменении НПА
  1. Общие требования к актам прокурорского реагирования:
  2. своевременность;
  3. оперативность
  4. обоснованность
  5. комплексность
  6. маневренность
  7. носить меры предупредительно — профилактического характера.

Источник: http://ifreestore.net/4522/17/

О методических рекомендациях «о подготовке актов реагирования в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», письмо генпрокуратуры россии от 22 декабря 2017 года №36-11-2017

  • Направляются для сведения и использования в работе разработанные Генеральной прокуратурой Российской Федерации методические рекомендации «О подготовке актов реагирования в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».
  • Заместитель
  • Генерального прокурора
  • Российской Федерации

В.Я.Гринь

Методические рекомендации «О подготовке актов реагирования в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»

  1. Ежегодно проводимый анализ практики прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности свидетельствует об имеющихся неопределенностях, с которыми сталкиваются прокуроры при подготовке и внесении актов прокурорского реагирования об устранении нарушений требований законов об оперативно-розыскной деятельности.
  2. С учетом этого, в одних случаях акты прокурорского реагирования носят формальный характер, в других — необоснованно затрагивают тактику оперативно-розыскной деятельности.
  3. В целях формирования единообразных подходов к реализации прокурорами полномочий по подготовке актов прокурорского реагирования в рамках надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности предлагаем исходить из следующего.

В соответствии с главой 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами, уполномоченными проводить оперативно-розыскную деятельность. Согласно положениям Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Федеральный закон N 144-ФЗ) на прокурора возложен надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что прокурор является гарантом законности оперативно-розыскной деятельности. При этом он осуществляет надзор не за самой оперативно-розыскной деятельностью либо оперативно-розыскными мероприятиями (далее — ОРМ), а за исполнением законов при их реализации.

В связи с этим обращаем внимание, что в пункте 7.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.

Читайте также:  Выдача земельных участков многодетным семьям: на что можно рассчитывать и куда следует обращаться

2011 N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» прокурорам предписано при проверках дел оперативного учета и иных оперативно-служебных документов в каждом случае изучать, наряду с законностью и обоснованностью, также достаточность проведения оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задач, установленных статьей 2 Федерального закона N 144-ФЗ. При этом оценка достаточности проведенных оперативно-розыскных мероприятий не подразумевает вмешательство прокурора в тактику и методику оперативно-розыскной деятельности. Напротив, в данном случае прокурор должен проанализировать полноту проведенных ОРМ с точки зрения выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 Федерального закона N 144-ФЗ.

  • При выявлении нарушений закона об оперативно-розыскной деятельности, в целях обеспечения их устранения и восстановления нарушенных прав прокурор уполномочен:
  • направлять требование об устранении нарушений закона об оперативно-розыскной деятельности;
  • вносить представление об устранении нарушений закона об оперативно-розыскной деятельности;
  • приносить протест на противоречащий закону правовой акт органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а также постановление и иное решение должностного лица указанного органа;
  • выносить постановление в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) при выявлении фактов нарушений уголовного законодательства;
  • вносить кассационное (надзорное) представление на незаконное судебное решение, санкционирующее оперативно-розыскное мероприятие, ограничивающее конституционные права человека и гражданина;
  • объявлять предостережение о недопустимости нарушения закона об оперативно-розыскной деятельности.
  • Рассмотрим особенности подготовки каждого из вышеприведенных актов прокурорского реагирования.

1. Требование об устранении нарушений закона

Требование вносится по фактам нарушений закона по отдельным делам оперативного учета (далее — ДОУ) или оперативно-служебным материалам (далее — ОСМ), а также в связи с ненадлежащим исполнением поручений следователя (дознавателя) по конкретному уголовному делу и т.д.

Таким образом, требование касается частных вопросов и является самой распространенной мерой реагирования в обозначенной сфере прокурорского надзора.

Несмотря на это, наряду с указанием конкретных нарушений законов, прокурор в данном акте может также поставить вопрос о привлечении виновного должностного лица к ответственности (дисциплинарной и др.).

  1. В целях исключения формального и поверхностного подхода к подготовке рассматриваемого акта прокурорского реагирования он должен содержать следующие положения:
  2. суть выявленного нарушения;
  3. ссылки на нормы Федерального закона N 144-ФЗ и других законов, которые нарушены в конкретном случае;
  4. указание на нарушенные положения подзаконных нормативных правовых актов (они приводятся в дополнение к Федеральному закону N 144-ФЗ, так как в соответствии с частью 2 статьи 4 этого Закона организация и тактика проведения ОРМ определяются ведомственными нормативными правовыми актами соответствующих служб).
  5. В случае если нарушения закона связаны исключительно с бездействием по ДОУ, непроведением необходимых ОРМ по выявлению либо раскрытию преступлений, то в требовании об устранении нарушений закона прокурор может сослаться в первую очередь на невыполнение задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 Федерального закона N 144-ФЗ.

Наряду с этим прокурор вправе указать, какие вопросы, имеющие значение для выявления, пресечения и раскрытия преступлений, не отработаны оперативными сотрудниками.

Если же в материалах дела, например, оперативно-поисковом деле (далее — ОПД), присутствуют данные о причастности к преступлению конкретного лица, которые не выяснены в рамках ДОУ, то прокурор уполномочен обязать орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, провести работу в отношении этого лица, не предписывая выполнение конкретных ОРМ.

Указанное позволяет исключить шаблонность данного акта реагирования и придать ему точный характер, что повлечет реальное исполнение требования прокурора с целью устранения нарушения закона.

  • При этом необходимо иметь в виду, что вмешательством в тактику и методику оперативно-розыскной деятельности считаются следующие предписания прокурора:
  • ссылка на отсутствие плана работы (либо, если срок его выполнения истек, однако, новый план не сформирован) по ДОУ или иного ОСМи обязание его разработать;
  • указание о невыполнении в полном объеме запланированных мероприятий (либо конкретного мероприятия, включенного в план работы) по ДОУ;
  • обязание органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, провести конкретные ОРМ.

Таким образом, применительно к подготовке требования об устранении нарушений закона по ДОУ, в рамках которого работа проводится пассивно либо вообще отсутствует, поручение об изучении достаточности проведения по ДОУ оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задач, установленных статьей 2 Федерального закона N 144-ФЗ, не предполагает дачу указаний о проведении конкретных ОРМ, а лишь нацеливает прокуроров на оценку соблюдения требований, связанных с полнотой проведенной работы по выполнению задач оперативно-розыскной деятельности. Прокуроры должны анализировать отвечают ли результаты проведенных мероприятий решению задач оперативно-розыскной деятельности по конкретному ДОУ, а если нет — обозначить, какие направления необходимо отработать для достижения этих задач. При этом порядок реализации и проверки такой информации определяет сам орган, уполномоченный на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что прокурор должен указывать на недоработки и просчеты оперативных подразделений (конкретные вопросы, которые остались невыясненными), в том числе с учетом имеющихся материалов в ДОУ и иных ОСМ, в целях возможного использования полученных результатов в доказывании в уголовном процессе, не касаясь порядка их устранения в ходе оперативно-розыскной деятельности, то есть не вмешиваясь в тактику такой деятельности и не предписывая обязанность выполнить конкретные оперативно-розыскные мероприятия.

2. Представление об устранении нарушений закона

  1. При подготовке представления об устранении нарушений закона необходимо исходить из общих требований к данному акту прокурорского реагирования, предусмотренных в статье 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
  2. При этом следует учитывать, что представление должно носить обобщенный характер и включать в себя системные нарушения, допускаемые при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе при ведении ДОУ (ОСМ).
  3. Принимая во внимание характер недостатков, подлежащих отражению в данном акте реагирования, прокурор в обязательном порядке в представлении должен инициировать перед руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, рассмотрение вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности и иной предусмотренной законом ответственности.

3. Протест на незаконный правовой акт

Общее требование о наличии у прокурора полномочия опротестовывать противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо путем обращения в суд предусмотрено в статье 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Применительно к сфере оперативно-розыскной деятельности прокуроры должны приносить протесты на незаконные постановления, распоряжения и иные акты, издаваемые должностными лицами органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Как правило, к ним относятся постановления о заведении, продлении и прекращении дел оперативного учета, постановления (распоряжения) о проведении отдельных ОРМ и др.

Отмечаются случаи, когда на момент проверки незаконно заведенное дело уже прекращено. В таких ситуациях приносить протест на постановление о заведении дела нецелесообразно. Вместе с тем, прокурор должен отреагировать на данное нарушение в целях недопущения его в дальнейшей работе и отразить его в обобщенном представлении об устранении нарушений закона.

4. Постановление в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ

В ходе проверки дел оперативного учета прокуроры сталкиваются с ситуацией, когда при наличии оснований результаты оперативно-розыскной деятельности в орган предварительного расследования не передаются в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 144-ФЗ.

В этих случаях прокуроры уполномочены выносить мотивированные постановления в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ о направлении материалов ОРД для решения вопроса об уголовном преследовании.

Выявив такие факты, прокуроры изначально проводят собственную проверку: опрашивают сотрудников, ответственных за данный участок работы, с целью выяснения причин непередачи результатов оперативно-розыскной деятельности в орган предварительного расследования.

И только при наличии достаточных материалов в ДОУ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела прокуроры выносят постановление в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ.

К данному постановлению приобщаются объяснения сотрудников органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и другие документы прокурорской проверки.

Следует учитывать, что в силу положений Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной совместным приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета Российской Федерации от 27.09.2013 N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68, результаты оперативно-розыскной деятельности не передаются прокурору.

При этом, направляя постановление в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ в орган предварительного расследования, при наличии неустраненных нарушений в действиях оперативных подразделений прокурор имеет право внести соответствующее требование об их устранении.

Наряду с изложенным следует отметить, что исходя из положения пункта 9 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.

2011 N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» в случае выявления оснований для реализации материалов оперативно-розыскной деятельности прокурор также вправе потребовать от уполномоченного органа их передачи в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании, не направляя постановление в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ.

Также путем вынесения мотивированного постановления в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ прокурорами может инициироваться проведение доследственных проверок в целях привлечения к уголовной ответственности сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допустивших нарушения уголовного закона.

5. Кассационное (надзорное) представление

  • В целях обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод граждан в ходе оперативно-розыскных мероприятий прокуроры используют возможности по оспариванию судебных решений, санкционирующих осуществление ОРМ.
  • Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, которая допускает обжалование прокурором таких решений в порядке глав 47_1 и 48_1 УПК РФ путем подачи кассационного (надзорного) представления, в большинстве регионов страны указанная практика не вызывает проблем у правоприменителей.
  • Порядок реализации данного полномочия прокурором неоднократно разъяснялся в информационно-методических документах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

При необходимости оспаривания постановлений судов о разрешении проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в Верховном Суде Российской Федерации прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуроры обращаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (в соответствующее профильное подразделение согласно установленной компетенции: Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью; управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере; управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму; управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции; Главную военную прокуратуру), направляя соответствующие материалы (проект кассационного представления, обжалуемое судебное решение и др.).

Использование такого механизма обжалования судебных решений является дополнительной гарантией обеспечения конституционных прав граждан в ходе производства ОРМ.

Действующим законодательством прямо не предусмотрена возможность обжалования обозначенных судебных решений.

В то же время, обращаем внимание, что Верховным Судом Российской Федерации в справке от 08.04.2014 даны разъяснения, согласно которым допускается возможность обжалования прокурором судебных постановлений, санкционирующих осуществление ОРМ, в порядке глав 47_1 и 48_1 УПК РФ путем подачи кассационного (надзорного) представления.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/554086905

3.1 Виды мер прокурорского реагирования

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экономики. Прокурор реализует предоставленные ему полномочия по выявлению и устранению нарушений прав предпринимателей посредством актов прокурорского реагирования.

Акты прокурорского реагирования — это предусмотренные законом формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Читайте также:  Как рассчитать дни неиспользованного отпуска при увольнении: понятие и общая информация о данном виде выплат

Будучи предусмотренными в законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются в определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты.

В актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. Закон о прокуратуре предусматривает четыре вида актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление и предостережение.

1. Протест прокурора.

Это самое распространенное средство прокурорского реагирования.

В соответствии с Федеральным Законом «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Представление прокурора.

В соответствии со cт.24 Закона о прокуратуре представление вносится для устранения нарушений закона. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать как единичные факты правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона или Конституции РФ, так и неоднократные однородные обобщенные факты правонарушений.

В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий.

3. Постановление прокурора.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о возбуждении производства об административном правонарушении.

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивировочной части постановлений.

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999г.

Помимо предусмотренных Законом о прокуратуре актов прокурорского надзора, на практике встречаются случаи применение прокурорами иных, нетипичных средств прокурорского реагирования.

Так, например, прокуроры некоторых субъектов федераций в своей надзорной деятельности при выявлении нарушений законов в правовых актах не предпринимают предусмотренных Законом о прокуратуре мер реагирования, а ограничиваются лишь информированием правонарушителя.

Они подменяют предусмотренные законом о прокуратуре акты реагирования квазипротестами либо квазипредставлениями. Например, прокурор Республики Марий Эл подменяет принесение протестов «направлением предложений».

Идентичная прокурорская практика наблюдается в городе Москве, где для «урегулирования некоторых вопросов, а также в случаях несоответствия законов города требованиям федерального законодательства в Мосгордуму направлялись предложения, при наличии оснований — соответствующие акты прокурорского реагирования».

Некоторые прокуроры оповещали адресата о выявленных нарушениях письмами.

Так, исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области 28 апреля 1998 года направил письмо руководителю Законодательного собрания Ленинградской области, в котором уведомлял, что прокуратурой проведен правовой анализ закона области «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области», на соответствие Конституции Российской Федерации и Федеральному избирательному законодательству. Ряд норм содержащихся в областном Законе, по мнению прокурора не соответствовали ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Направляя такое письмо, прокурор обязан учитывать, что оно может не породить никаких правовых последствий. Прокурор направлением письма лишь имитирует свою протестную деятельность. [7]

3.2 Особенности мер прокурорского реагирования

Особенности протеста прокурора.

Протест вносится от имени прокурора или его заместителя, действующих в пределах своей компетенции. Это означает, что подписывает протест прокурор соответствующего района, города, субъекта РФ или его заместитель, хотя готовить протест могут другие прокурорские работники.

Протест как официальный акт прокурорского реагирования должен иметь определенную единообразную форму.

Его содержание излагается на бланке соответствующей прокуратуры, в нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с указанием классного чина фамилии, имени отчества прокурора принесшего протест, который он лично и подписывает.

В описательной части протеста указывается кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно, далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда.

В заключительной, части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. В этой же части протеста, в случае необходимости, указывается на желание прокурора присутствовать при рассмотрении протеста и об уведомлении его о дне рассмотрения протеста. [3]

Пункт 1 ст.23 Закона о прокуратуре определяет адресат принесения протеста. В нем указанно, что протест может быть принесен в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Наиболее часто протесты на противоречащие закону акты приносятся в орган или должностному лицу, которые издали опротестованный акт, так как принесение протеста этим органам или должностным лицам — самый простой и короткий путь решения вопроса. Тот, кто издал акт, тот может изменить его или отменить.

Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2 — 4 ст.23 Закона о прокуратуре, в соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-тидневный срок с момента его поступления.

В случае принесения протеста на противоречащие закону акты в представительные (законодательные) органы или в органы местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем с момента поступления протеста, заседании.

При исключительных обстоятельствах, когда принятие противоречащего закону акта может повлечь тяжкие последствия в виде причинения значительного ущерба или вреда интересам общества или значительному числу граждан, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Закон предоставляет право прокурору отзывать свой протест до начала его рассмотрения. В практике такие случаи бывают нечасто. Обычно они связаны с отменой незаконного акта до рассмотрения протеста, изменением законодательства. Органы или должностные лица о результатах рассмотрения протеста обязаны незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.

Особенности представления прокурора.

При разработке и внесении в представление конкретных предложений об устранении причин и условий, способствовавших правонарушениям, прокурор не должен подменять орган управления, контроля, вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность. Поэтому в представлении должен строго соблюдаться «баланс» возможного и необходимого для предупреждения правонарушений.

Согласно п.1 ст.24 Закона о прокуратуре представление прокурора должно быть рассмотрено безотлагательно. Это означает, что органы или должностные лица, получившие представление, должны рассмотреть его в ближайшее возможное время.

Учитывая, что для устранения правонарушения, а особенно его причин и условий совершения, может понадобиться более продолжительное время, что это бывает, связано с необходимостью осуществления различного рода организационно управленческих и административно-хозяйственных мероприятий предусмотрен месячный срок со дня поступления представления для принятия конкретных мер по устранению правонарушения. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах.

Каждое внесенное представление регистрируется в прокуратуре, где указывается, когда и кому было внесено представление, в связи, с чем и о чем оно. Такой учет позволяет проконтролировать, во-первых, своевременность рассмотрения представления о принятых мерах, во-вторых, полноту выполнения требований прокурора. [4]

После получения уведомления от соответствующих органов или должностных лиц о том, что правонарушение устранено с указанием, что конкретно было сделано для его устранения и предупреждения, прокурор анализирует полученные материалы.

Если они его удовлетворяют, то об этом делается запись о получении этих материалов, и рассмотрение внесенного представления снимается с контроля.

Если ответ органа или должностного лица о результатах рассмотрения, представления не удовлетворяет прокурора, то он может дополнительно уточнить свои предложения и потребовать их исполнения или провести проверку исполнения требовании ст.24 Закона прокуратуре.

Так, прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга в ходе проверки по обращению Жаркова А.В. соблюдения трудового законодательства ООО «Студия авторского и молодежного телевидения» было установлено, что причитающаяся заработная плата Жаркову А.В. не выплачена в течении семи месяцев с момента увольнения, что противоречит трудовому законодательству.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

На основании изложенного прокурором было внесено Представление об устранении нарушений норм трудового законодательства. В котором прокурор потребовал принять меры к неукоснительному исполнению требований трудового законодательства, решить вопрос о выплате заработной платы Жаркову А.В.

, о результатах рассмотрения и принятых мерах в месячный срок уведомить прокурора Ленинского района г. Оренбурга.[

Особенности постановления прокурора.

Прокурор не имеет полномочий по привлечению и наказанию должностных лиц или граждан совершивших административное правонарушение.

Поэтому, выявив в процессе осуществления надзора нарушение закона, имеющее признаки административного правонарушения, он только выносит постановление о возбуждении соответствующего производства.

После этого постановление и приложенные к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то органу или должностному лицу. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении уголовного дела выноситься в тех случаях, когда в выявленном правонарушении имеются признаки преступления, то есть высокая степень общественной опасности, виновность, противоправность и наказуемость.

Прокурор решает вопрос, направить ли постановление для дальнейшего производства расследования дела следователю или органу дознания, в исключительных случаях прокурор может принять дело к своему производству.

Дальнейшие действия прокурора в связи с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела выходят за пределы надзора за исполнением законов.[5]

Особенности предостережение о недопустимости нарушения закона.

Оформляется в виде специального акта, в котором указывается наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности, к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому.[6]

Формы реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме.

В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу.

При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований. Объявление предостережения должно быть соответствующим образом зарегистрировано.

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/47969

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector