Понятие и состав земельного правонарушения: состав, разновидности и последствия

Оно разработано с целью обеспечения потребностей граждан и государства в землепользовании, сбережения и рационального использования природных ресурсов.

Земельным кодексом РФ, который был принят 25.10.2001 г. (ФЗ-№136-ФЗ) определена ответственность за нарушения, допущенные в области охраны и использования земель.Понятие и состав земельного правонарушения: состав, разновидности и последствия

Содержание земельных правонарушений

Земельное правонарушение, как любое иное, характеризуется 4 элементами:

  • объектом;
  • объективной стороной;
  • субъектом;
  • субъективной стороной.

Ответственность за правонарушение в области землепользования может наступить только при наличии всех 4 элементов; отсутствие хотя бы одного из элементов исключает ответственность.

Объектом земельного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны и пользования земель. Предметом правонарушения служит конкретный земельный участок, права собственников, арендаторов, пользователей земли.

Понятие и состав земельного правонарушения: состав, разновидности и последствия

Для объективной стороны в сфере нарушения землепользования характерно наличие 3 элементов:

  • противоправность поведения;
  • угроза причинения вреда;
  • нарушение иных прав участников земельных правоотношений.

Субъекты земельного правонарушения – физические или юридические лица (граждане РФ или других государств, зарубежные организации, предприятия), нарушившие нормы земельного законодательства.

Субъективную сторону составляет психологическое отношение субъекта к тому, что он совершает. Субъективная сторона характеризуется виной нарушителя в одной из 2 форм, таких как умысел и неосторожность.

Умышленным считается земельное правонарушение, при котором виновник предвидит наступление негативных последствий своего поведения и сознательно допускает (косвенный умысел) или желает (прямой умысел), чтобы таковые наступили.

Неосторожность бывает 2 видов:

Понятие и состав земельного правонарушения: состав, разновидности и последствия

  • самонадеянность;
  • небрежность.

Самонадеянность проявляется в том случае, если лицо, нарушившее требования закона, предвидело негативные последствия своих деяний, но по своему легкомыслию надеялось избежать их.

О небрежности можно говорить тогда, когда лицо не предвидело наступления отрицательных последствий, хотя должно было их предвидеть.

Понятие, виды и признаки земельных правонарушений

В действующем законодательстве РФ, актуальном для 2019 года, не содержится точной дефиниции данного понятия.

Однако по общему правилу под земельным правонарушением понимается противоправное деяние (или бездействие), направленное против закреплённого Конституцией и ЗК РФ земельного строя, порядка пользования землёй, её охраны, а также против земельных прав и интересов граждан и юрлиц.

Виды нарушений в сфере охраны собственности:

Понятие и состав земельного правонарушения: состав, разновидности и последствия

  • самовольное занятие участка земли;
  • пользование землёй без разрешения или с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
  • уничтожение межевых знаков;
  • порча земель (загрязнения, уничтожение плодородного слоя);
  • самовольная застройка участков залегания полезных ископаемых;
  • самовольное пользование водным объектом без разрешения;
  • захват участка лесного фонда;
  • незаконная переуступка права пользования землёй, участком леса и т.д.;
  • нерациональное использование земельных участков.

Нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды:

  • несоблюдение требований экологии при проектировании, размещении, строительстве сооружений;
  • нарушение законов, касающихся экологической экспертизы;
  • сокрытие, искажение данных о состоянии земельных участков, затрагивающих права и интересы гражданин;
  • нарушение норм охраны водных объектов, водопользования;
  • незаконная вырубка леса;
  • превышение нормативов по уровню шума;
  • порча любых земельных участков;
  • нарушение правил градостроительной документации при отводе земель;
  • самовольное занятие земель;
  • нерациональное использование сельскохозяйственных угодий;
  • уклонение от исполнения предписаний, выданных контролирующими лицами, по вопросам устранения нарушений по вопросам землепользования.

Понятие и состав земельного правонарушения: состав, разновидности и последствияК гражданско-правовым нарушениям относятся:

  • порча земель;
  • несанкционированное занятие территорий;
  • застройка вблизи территорий, содержащих залежи полезных ископаемых;
  • уничтожение знаков и указателей;
  • использование земли не по целевому назначению и пр.

Уголовные правонарушения:

  • совершение сделок с некорректными учётными данными;
  • занижение суммы земельных платежей;
  • нарушение режимов особо охраняемых зон;
  • осуществление работ без соблюдения мер охраны и защиты окружающей среды;
  • игнорирование санитарно-эпидемиологических и иных требований.

Классификация видов ответственности за нарушения законодательства, касающегося использования земель, обусловлена:

Понятие и состав земельного правонарушения: состав, разновидности и последствия

  • системой российского права, структуру которой составляют правовые отрасли, каждая из которых относится к своему институту ответственности;
  • уровнем общественной опасности совершённых нарушений;
  • наличие круга лиц, имеющих полномочия применять наказания;
  • спецификой дел, при определении ответственности за которые требуется специализация и компетентность применяющих наказание лиц.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения предусматривает систему принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства, чтобы:

  • наказать виновных;
  • пресечь нарушения;
  • предупредить дальнейшие правонарушения.

Юридические меры ответственности позволяют поддерживать порядок землепользования, защитить субъективные права на землю.

Законодательство РФ предусматривает несколько видов юридической ответственности, как то:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая;
  • специальная земельно-правовая ответственность.

Понятие, виды, меры ответственности предусмотрены в трудовом, административном, гражданском и уголовном кодексах РФ.

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Российский Земельный Кодекс предусматривает дисциплинарную ответственность за нарушения земельного права, совершённые работником при исполнении им трудовых обязанностей.

Особенности дисциплинарной ответственности:

Понятие и состав земельного правонарушения: состав, разновидности и последствия

  • Виновником может выступать временный или постоянный работник организации, учреждения, предприятия.
  • Взыскания применяются к работникам, контролирующим соблюдение земельно-правовых норм.
  • Объект правонарушения — всегда двойной: правила землепользования и внутреннего распорядка хозяйства. К примеру, сотрудник проектного учреждения, по халатности разработавший некачественный проект, нарушил как правила внутреннего распорядка учреждения, так и правила использования земли.
  • Вменяется за нарушения, произошедшие в период рабочего времени.
  • Применяется только администрацией предприятия или организации.
  • Может применяться параллельно с административной и имущественной ответственностью.

На практике чаще всего допускаются следующие нарушения:

  • несоблюдение правил агротехники;
  • непринятие эффективных мер по борьбе с сорняками;
  • нарушение норм использования мелиоративных сооружений;
  • неправильное хранение и использование химических удобрений;
  • нерациональное и неграмотное применение стимуляторов роста растений, приведшее к снижению плодородия земель.

Административная ответственность за земельные правонарушения

Данный вид ответственности предусматривает такие варианты наказаний, как:

Понятие и состав земельного правонарушения: состав, разновидности и последствия

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • арест на определённое количество суток;
  • дисквалификация;
  • лишение специального права и другие санкции.

Предупреждение выносится в письменной форме в виде порицания действий гражданина. Административный штраф взыскивается в рублях.

Юрлицо считается виновным только в том случае, если у него имелись полномочия для выполнения норм и правил закона, но им не было принято никаких мер.

Составы административных правонарушений обозначены во многих статьях КоАП РФ. Их можно сгруппировать в следующие виды правонарушений в области землепользования:

  • Нарушения экономического характера, связанные с захватом надела, невозвратом территорий, нарушением норм проектирования.
  • Экологические правонарушения: деградация почвы, выполнение агротехнических процедур, отрицательно влияющих на состояние участка земли, невыполнение противоэрозионных мероприятий.
  • Злодеяния, связанные с землепользованием, например, самовольное возведение бытовых построек, уничтожение посевов, вредительство.
  • Отсутствие мер борьбы с сорняками, нарушение норм благоустройства и содержания земельных площадей.
  • Нарушение административных регламентов, кадастровых процедур, искажение и сокрытие экологической информации.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Данный вид ответственности может наступить в том случае, когда деяние несёт на себе общественно опасные признаки, т. е. является преступлением. Субъекты преступления — граждане, в том числе должностные лица.

Главные признаки уголовной ответственности:

  • Одновременное нарушение норм земельного и уголовного права.
  • Особый порядок возложения — исключительно обвинительным приговором суда.
  • Личный характер. К уголовной ответственности не могут привлекаться юридические лица.

Понятие и состав земельного правонарушения: состав, разновидности и последствия

Все составы преступлений по УК РФ, связанные с земельными отношениями, можно разделить на 2 вида:

  • Специальные: объектом выступают исключительно земельные отношения.
  • Общие: земельные отношения выступают объектом наряду с иными общественными отношениями.

Выделяют 4 группы составов «земельных» преступлений:

  • Экологические преступления: посягательство на землю как на элемент экосистемы (ст. 254, 255 – специальные составы; ст. 246, 247, 262 – общие составы).
  • Преступления, носящие экономический характер: посягательство на землю как на хозяйственный, имущественный объект (ст. 170 – специальный состав, ст. 167, 168, 171, 179, 198, 199 – общие составы).
  • Посягательство на землю как на объект государственного управления (ст. 330 УК РФ – общий состав).
  • Преступления, связанные непосредственно с тем, что произрастает на земле, например, незаконное культивирование растений, запрещённых к возделыванию (ст. 231) и др.

Имущественная (материальная) ответственность

Понятие и состав земельного правонарушения: состав, разновидности и последствия

Материальная ответственность работников может применяться одновременно с другими видами юридической ответственности.

В целом имущественная ответственность применяется при соблюдении следующих условий:

  • Наличие причинённого документально подтверждённого ущерба, подлежащего возмещению. Это может быть, например, утрата плодородия земли, или возникновение дополнительных расходов по устранению каких-либо неблагоприятных последствий.
  • Противоправное поведение виновных лиц, например, нецелевое использование земельного участка.
  • Виновность лица, действиями или бездействием которого причинён ущерб.

Порядок привлечения к ответственности за нарушения землепользования

Для административных правонарушений применяется следующий порядок привлечения к ответственности:

  1. По заявлению лица или в результате мониторинга земель выявляются нарушения административного характера.
  2. Составляется и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган официальный протокол.
  3. В течение 15 дней рассматривается протокол и принимается решение.
  4. Комиссия составляет распоряжение о вынесении административного наказания.
  5. Дело передаётся в суд.
  6. В суде выносится решение, которое передаётся на исполнение приставам.
  7. В трёхдневный срок уведомляется виновник.

Порядок вынесения уголовного наказания несколько иной, так как дело рассматривается в полиции. После выяснения состава преступления и получения объяснений у виновника дело также передаётся в суд, а наказание выносится согласно Уголовному кодексу РФ.

В завершении добавим только: любое нарушение, будь то административное, будь то уголовное, влечёт за собой ответственность. Так что не стоит нарушать законодательные нормы и пользоваться землёй согласно установленным правилам.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/vidy-otvetstvennosti-za-zemelnye-pravonarusheniya/

Понятие и виды земельных правонарушений

Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую обязанности виновного лица.

  • В действующем земельном законодательстве не сформулировано понятие земельного правонарушения.
  • Исходя из приведенного выше общего определения, земельным правонарушением следует считать виновное, противоправное действие (бездействие) лица, которое не исполняет обязанности о рациональном и бережном использовании земельных ресурсов, препятствует осуществлению прав и законных интересов собственников земли, ее владельцев и пользователей, нарушает установленный государством земельный правопорядок и управление землей, как национальным богатством.
  • Земельное правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами:
    1. объект правонарушения;
    2. субъект правонарушения;
    3. объективная сторона правонарушения;
    4. субъективная сторона правонарушения.
Читайте также:  Материнский капитал как первоначальный взнос по ипотеке: условия использования

Объект правонарушения — земельный правопорядок (у некоторых авторов — земельный строй), а также права и законные интересы собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Субъект правонарушения — достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане и юридические лица, независимо от формы собственности и подчиненности.

Ими могут быть как правообладатели земли, которые сами допускают нарушения земельного законодательства о земле (собственники, арендаторы и т. п.), так и те, которые не являются субъектами земельных отношений (например, самовольно занявшие земельный участок).

Таким образом, субъектами земельных правонарушений могут выступать:

    1. исполнительные органы государственной власти;
    2. органы местного самоуправления;
    3. юридические лица;
    4. должностные лица;
    5. граждане.

В этом случае они выступают субъектами ответственности за нарушение земельного законодательства, которая возлагается на них в определенной процессуальной форме (судебной, административной, договорной и т.д.).

Объективная сторона правонарушения — противоправное деяние (действие или бездействие), совершаемое вопреки требованиям земельного законодательства. Земельное правонарушение может быть совершено как путем активных действий, так и в результате бездействия.

Субъективная сторона правонарушения характеризующаяся наличием вины (земельные правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности).

Виды земельных правонарушений

Акты противоправного поведения позволяют классифицировать земельные правонарушения по самым различным основаниям, в частности в зависимости:

1) от наличия вреда природной среде:

    • земельные правонарушения, направленные против рационального использования земель, законных интересов и прав собственников земли, землепользователей, арендаторов («чисто» земельные);
    • земельные правонарушения с экологической окраской, являющиеся одновременно и земельными, и экологическими правонарушениями.

2) от степени общественной опасности:

    • преступления (УК);
    • проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

3) от вида ответственности, наступающей за их совершение:

    • уголовные преступления;
    • административные проступки;
    • дисциплинарные проступки;
    • гражданско-правовые проступки.

Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства утверждено Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-vidi-zemelnich-pravonarusheniy

Понятие и виды ответственности за земельные правонарушения

Ответственность за земельное правонарушение – обязанность лица претерпеть меры государственного воздействия за совершение виновного общественно опасного действия (бездействия), посягающего на общественные отношения в области использования и охраны земель.

Земельное правонарушение – виновное, общественно опасное действие (бездействие), посягающее на общественные отношения в области охраны и использования земель.

Признаки земельного правонарушения

  • Противоправность – действие, признаваемое правонарушением всегда прямо запрещено законом;
  • Виновность – психическое отношение лица к совершенному деянию;
  • Общественная опасность – то или иное правонарушение должно обладать общественной опасностью. Если деяние попадает под другие признаки правонарушения, но не обладает общественной опасностью, то оно не может признаваться правонарушением.

Уголовная ответственность – наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением.

Существует три группы составов «земельных» преступлений:

  • Носящие экологический характер – имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы, например “Порча земли”;
  • Носящие экономический характер – имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект, например “регистрация незаконных сделок с землей”;
  • Посягающие на землю как объект государственного управления – например, самоуправство (совершение действий с землей, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином).

Административная ответственность – наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

В частности КоАП установлена ответственность за:

  • Самовольное занятие земельного участка;
  • Уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
  • За самовольную уступку права пользования землей и самовольную мену земельного участка;
  • За самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы;и др.

Гражданско-правовая ответственность – предусмотрена гражданским законодательством. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Гражданская ответственность применяется при соблюдении четырех условий:

  • Наличие причиненного ущерба, подлежащего возмещению;
  • Противоправное поведение виновных лиц;
  • Имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями;
  • Вина.

Дисциплинарная ответственность.

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций

Земельно-правовая ответственность

Земельно-правовая ответственность – например, изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, если земельный участок используется с нарушением законодательства РФ, повлекшим за собой причинение вреда окружающей среде.

Источник: https://okrainaruneta.ru/otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya/

Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

  • Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:
  • Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
  • Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.

24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице.

Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего.

Читайте также:  Как рассчитывается ОСАГО в соответствии с требованиями законодательства и примеры

Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица.

Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч.

Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия.

Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния.

Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения»), и именно в общественных местах (признак «место»).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

  1. Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.
  2. Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.
  3. Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.
  4. 4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-sostav-priznaki

Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения в 2019 году: признаки, виды, порядок привлечения

В законодательных актах РФ закреплены нормы, согласно которым при совершении землепользователями или иными лицами правонарушений в сфере эксплуатации и охраны земель, в отношении указанных лиц применяются различные меры ответственности. В настоящее время отечественное законодательство выделяет следующие виды ответственности за земельные правонарушения:

  • административная;
  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • уголовная.

Административная и уголовная ответственность выделяется в ст. 74 ЗК РФ, но подробно раскрывается в соответствующих нормативных актах.

Каждое земельное правонарушение содержит 3 основных элемента:

  • объект нарушения;
  • участники деяния;
  • специфика дела.

В зависимости от совокупности указанных факторов, определяется и мера ответственности

Административная ответственность за земельные правонарушения

  • Такой тип ответственности наиболее распространен в сфере эксплуатации земельных участков, так как применяется к правонарушениям, не отличающимся значительной степенью тяжести.
  • Административная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена КоАП РФ.
  • Кодекс выделяет следующие виды наказаний:
  • предупреждение;
  • штрафные санкции;
  • арест на определенное количество суток, в зависимости от тяжести деяния;
  • лишение специального права;
  • дисквалификация и другие санкции.

Предупреждение выражается в виде официального порицания действий гражданина или организации и выносится в письменной форме. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.

Юридическое лицо считается виновным лишь тогда, когда у него имелись полномочия для исполнения норм и правил закона, но никаких мер им принято не было.

Конкретные составы административных правонарушений закреплены в статьях 7.1, 7.2, 7.9, 7.10, 7.14, 7.16, 8.3 — 8.8, 8.12, 8.13, 10.9, 10.10, 11.21, 14.35, 19.4, 19.5, 19.9 КоАП РФ. Указанные нормы можно структурировать на следующие виды административных правонарушений в области земельных отношений:

  1. Нарушения экономического характера, то есть деяния, связанные с захватом надела, несвоевременным возвратом территорий, нарушением землеустроительных проектов.
  2. Экологические правонарушения. Выделяются порча, деградация почвы, осуществление агротехнических процедур, негативно влияющих на состояние земельного участка, неисполнение противоэрозионных мероприятий.
  3. Противоправные деяния, связанные с землепользованием, в частности, самовольное устройство бытовых построек, потрава посевов, вредительство.
  4. Нарушения правил эксплуатации территорий – отсутствие мер по борьбе с сорными растениями, нарушение правил благоустройства и содержания площадей.
  5. Нарушения должностными лицами своих обязанностей – нарушение административных регламентов, сокрытие или искажение экологической информации, нарушение кадастровых процедур.

В рамках земельно-правовых отношений административная ответственность может быть наложена как на физических лиц, так и на организации, муниципальные и государственные ведомства. Особенностью данного вида ответственности является то, что за каждое правонарушение предусмотрено только одно административное наказание (из числа основных).

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

В том случае, когда признаки противоправного деяния показывают, что оно является крайне опасным для общества и окружающей среды, наступает уголовная ответственность за земельные правонарушения, то есть, можно сказать, что совершенный поступок считается преступлением.

В такой ситуации субъектами преступления являются только граждане, в том числе должностные лица. Все преступления, связанные с землепользованием можно разделить на следующие виды:

  • специальные, то есть объектами выступают исключительно правоотношения в рамках землепользования;
  • общие, где объектами становятся уже земельные и общественные отношения.

К уголовным преступлениям можно отнести следующие категории дел:

  1. Экологические — в рамках таких деяний выполняется посягательство на земельные территории, как элемент экосистемы. В группу включено такое преступление, как порча земли (ст. 254 УК РФ)
  2. Экономические — предполагают получение прав на надел незаконным путем, например, при помощи регистрации незаконных сделок (ст. 170 УК РФ).

Порядок привлечения к ответственности за земельные правонарушения

Для административных правонарушений порядок привлечения к ответственности отличается следующими этапами:

  1. В результате мониторинга земель или по заявлению пострадавшего лица, выявляются нарушения административного характера.
  2. Составляется официальный протокол и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган.
  3. В течение 15 дней производится рассмотрение частного случая и принимается решение.
  4. После этого комиссия составляет распоряжение о назначении административного наказания, и дело передается в суд.
  5. Суд принимает решение о мере наказания и передает на исполнение приставам.
  6. Виновник уведомляется в трехдневный срок.

С уголовным наказанием все обстоит несколько иначе, потому что рассмотрение дела происходит не в администрации, а уже в полиции. После окончательного выяснения состава преступления и получения пояснений у виновного лица, дело также передается в суд и наказание уже назначается согласно Уголовному кодексу РФ.

Пример по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Фермер Иванов посадил пшеницу на своем участке, ухаживал за посевами и ждал урожай. Через некоторое время мужчина посетил свое поле и обнаружил, что пшеница частично испорчена.

Иванов решил, что виноваты в этом птицы или животные и решил караулить свои посевы. Через некоторое время он увидел человека, который подъехал к полю и стал топтать злаки. В дальнейшем, выяснилось, что это обычный хулиган. Фермер поймал мужчину и отвел его в полицию.

После того как его опросили и выпустили, было назначено судебное заседание, в рамках которого преступнику назначили административное наказание в виде ареста на 15 суток и штрафа для возмещения причиненного ущерба.

В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. К мерам за противоправный поступок в рамках эксплуатации земельных территорий, относится уголовная и административная ответственность.
  2. Административная мера наказания предусмотрена для различных проступков, в результате которых земле и ее владельцам был нанесен существенный ущерб.
  3. Уголовная ответственность – это также мера наказания, но предусмотренная за деяния, представляющие особую опасность для человека и природы, то есть за преступления.
  4. Порядок назначения наказания для разных видов нарушения закреплен законодательно и имеет некоторые различия.
Читайте также:  Как расторгнуть брак через ЗАГС: необходимая документация и сроки

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Вопрос: Здравствуйте, мой сосед постоянно моет свою машину рядом с моим земельным участком и вся грязь, бензин и другие вредные вещества текут ко мне, потому что моя площадь расположена ниже.

Я уже неоднократно предлагал ему решить проблему мирным путем, однако, никакого результата не достиг. Подскажите, могу ли я решить ее иным способом и что мне необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте. Согласно ст. 74 ЗК РФ, действия вашего соседа могут быть квалифицированы, как административное нарушение. Опасности для вашей жизни его действия не представляют, однако наносят существенный вред земельному участку. Соответственно и наказание должно быть именно административным.

В таком случае решение возможно лишь одно – обращение с жалобой в администрацию вашего региона. Ваша жалоба будет рассматриваться в течение 15 дней и при обнаружении состава правонарушения, а также выяснений всех обстоятельств дела, перейдет в суд.

Источник: http://zk-expert.ru/pravovye-otnosheniya/otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya/administrativnaya-i-ugolovnaya-otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya/

Понятие и состав земельного правонарушения в Республике Беларусь

Объектом земельного правонарушения являются земельные общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права. Объекты земельных правонарушений — земельный правопорядок, права и охраняемые законом интересы собственников, владельцев и пользователей земли. Предметом земельного правонарушения может быть как отдельный земельный участок, так и его часть, а также права на землю, включая земельные сервитуты.

Субъектами земельных правонарушений являются от дельные граждане и юридические лица Республики Беларусь, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями. Должностные лица могут быть субъектами земельных правонарушений, например, бесхозяйно го использования земли.

Правонарушителями могут быть как участники земельных правоотношений, так и иные организации и лица (как титульные собственники, владельцы и пользователи земли, так и лица, не имеющие прав на землю и никогда не получавшие земельный участок в пользование).

Так, лицо, самовольно использующее земельный участок, участником земельных правоотношений не является.

Аналогичным образом субъектами земельных право нарушений могут быть проектные организации, институты, проектирующие мелиоративные работы, разрабатывающие проекты планировки и застройки городов и других населенных пунктов, действиями которых может быть причинен вред правам и охраняемым законом интересам государства, физических и юридических лиц.

Субъективной стороной рассматриваемого нарушения является психическое отношение лица как к самому деянию, так и к его последствиям. Вина правонарушителя может про являться в форме умысла или неосторожности.

Отдельные правонарушения могут быть совершены только при наличии прямого умысла (самовольный захват земель, самовольное строительство), другие, составляющие большинство правонарушений, — по неосторожности.

Во всех случаях установление формы вины обязательно, поскольку этим определяется общественная опасность земельного правонарушения, размер ответственности за него. Исключение составляют случаи ответственности владельца источника повышенной опасности, которая наступает без вины.

Земельными правонарушениями могут стать действия, совершаемые в активной форме (порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, устройство свалок производственных отходов и др.)» и бездействие правонарушителей, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением пользователями земли обязанностей и требований, условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы, ряд других.

Земельное правонарушение как основание ответственности имеет ряд особенностей. Составы земельных право нарушений содержатся в нормах земельного, гражданского, административного права, а составы преступлений — в нор мах уголовного права. Земельное правонарушение во всех случаях проявляется в невыполнении требований земельного законодательства.

  1. Виды земельных правонарушений молено подразделить на три группы:
  2. ♦ земельные правонарушения, направленные против установленного порядка распоряжения землей. Действующее законодательство устанавливает запрет на сделки с землей, которые совершались бы владельцами или пользователями земли (договоры купли-продажи, аренды, дарения, залога, самовольный обмен земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении);
  3. ♦ земельные правонарушения, направленные против требований целевого, рационального использования земли в сельском, лесном хозяйстве, других областях производственной деятельности (самовольное занятие их, использование земельных участков не в соответствии с заявленными целями, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования);

♦ земельные правонарушения, предполагающие не выполнение или ненадлежащее выполнение экологических предписаний (порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, размещение, строительство, проектирование, введение в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на со стояние земель, невыполнение требований природоохранного режима, невыполнение условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы и др.).

  • Земельные правонарушения могут быть классифицированы и с отраслевых позиций на
  • ♦ чисто земельные правонарушения,
  • ♦ земельные и экологические правонарушения.
  • К числу чисто земельных правонарушений можно отнести:
  • ♦ использование земельных участков не по назначению;
  • ♦ нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязанностей по приведению земельных участков в состояние, пригодное для использования;
  • ♦ систематическое невнесение земельных платежей, искажение сведений о состоянии и использовании земель;
  • ♦ уничтожение межевых знаков и ряд других.
  • К числу и земельных, и экологических правонарушений относятся:
  • ♦ загрязнение земель;
  • ♦ использование их способами, приводящими к порче земель;
  • ♦ проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
  • ♦ ряд других.

Конкретное земельное правонарушение характеризуется своими отличительными качествами. Так, например, одним из самых распространенных земельных правонарушений является самовольное занятие земельных участков (пользование им без надлежащим образом оформленного права).

Например:

1) захват земель предприятиями, организациями, гражданами, не имеющими правовых оснований пользования ими;

2) использование земель владельцами, пользователями земли до оформления их прав на землю в установленном порядке (т.е. до отвода земли в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право владения или пользования землей);

3) самовольный обмен земельными участками;

4) пользование земельным участком, выделенным по решению органа, не правомочного разрешать вопросы пре доставления земель или превысившего свою компетенцию;

5) присоединение гражданином к земельному участку, выделенному в установленном порядке, земель сельскохозяйственных предприятий, лесного фонда и т.п.

Объектом самовольного захвата могут быть как земли, находящиеся в собственности государства, так и земельные участки, предоставленные в собственность, владение или пользование граждан и юридических лиц.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Восстановление затрат производится за счет юридических или физических лиц, самовольно занявших земельные участки.

Возврат самовольно занятого участка производится по решению соответствующего органа: сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа или суда.

До 1 мая 1994 г. самовольным признавалось строительство без надлежащим образом утвержденного проекта или с существенными отступлениями и грубым нарушением основных строительных норм и правил.

Гражданин, осуществивший такое строительство, не мог стать собственником самовольно возведенного строения, не вправе был самостоятельно распорядиться им: продать, подарить, сдать в аренду и т.п.

По решению соответствующего исполкома Совета депутатов такой дом (дача) или часть дома (дачи) Должны быть снесены гражданином, осуществившим такое строительство, или за его счет либо безвозмездно изъяты и зачислены в фонд местного Совета депутатов (ст. 104 ГК 1964 г.).

В настоящее время в соответствии со ст.

223 ГК Республики Беларусь самовольной постройкой (самовольным строительством) является строительство, а также пристройка, надстройка, перестройка дома, другого строения, сооружения или создание иного недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей, а также без получения на это необходимых разрешений либо с существенными отступлениями от проекта или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не при обретает на нее права собственности, не вправе пользоваться и распоряжаться ею — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольное строительство незамедлительно приостанавливается.

Снос самовольной постройки или приведение ее в прежнее состояние выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, или за его счет.

Для признания строительства самовольным требуется, чтобы оно велось без установленного разрешения либо с существенными отступлениями от проекта или с нарушениями градостроительных норм и правил.

Законодатель для отдельных случаев самовольного строительства установил порядок признания права собственности на самовольную постройку: например, за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке пре доставлен этому лицу под возведенную постройку.

Гражданин, осуществивший самовольное строительство, вправе обратиться с заявлением в соответствующий исполнительный и распорядительный орган о предоставлении земельного участка для возведения строения, принятия строения в эксплуатацию и регистрации в установленном порядке.

Исполком обязан решить вопрос, либо удовлетворив просьбу гражданина, либо отказав ему в удовлетворении ходатайства.

Причем право собственности на само вольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Источник: https://mirznanii.com/a/30122/ponyatie-i-sostav-zemelnogo-pravonarusheniya-v-respublike-belarus

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector