Статья 119 НК РФ: нарушения в налоговых отчетах, их виды и судебная ответственность

Непредставление установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.Статья 119 НК РФ: нарушения в налоговых отчетах, их виды, судебная ответственность

  1. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Статья 1191. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Статья 1192. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

  1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей.
  2. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации. При этом ответственность за направление декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы названной нормой не предусмотрена.

Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности за представление налоговой декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы неправомерно.

За непредставление (несвоевременное представление) налогового расчета ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, не применяется. Ответственность за несвоевременное представление указанного расчета установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Физические лица, получившие доход, должны сдать до 30 апреля следующего года налоговую декларацию (3-НДФЛ), т.е. «сдать» сами себя.

Организации, в зависимости от выбранной системы налогообложения, сдают декарации в разные сроки. Информацию о сроках отчетности можно узнать в налоговом календаре для бухгалтера.

Налоговую декларацию можно предоставить в налоговую инспекцию:

  • лично;
  • через представителя;
  • по почте;
  • по электронным каналам связи (если это прямо предусмотрено нормативными актами).

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nalog_otvetstv_dekl.html

Ответственность за непредставление налоговой декларации

Статья 119 НК РФ: нарушения в налоговых отчетах, их виды, судебная ответственность Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает два вида юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций: административную (статья 15.5 КоАП РФ) и налоговую (статья 119 НК РФ). Указанные правонарушения принято считать вполне обыденными, в связи с чем налогоплательщики, пропустив сроки представления расчетов и деклараций, нередко воспринимают налагаемые налоговыми органами штрафы как нечто само собой разумеющееся. Между тем, правоприменительная практика нередко свидетельствует о том, что требования налоговых органов не всегда правомерны и зачастую налогоплательщик имеет возможность избежать штрафов даже в безнадежной, на первый взгляд, ситуации. Комментирует М.С. Мухин, начальник управления Госнаркоконтроля России.

Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния.

При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней — согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими.

Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит.

Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление «пустой» налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.

Вопрос о необходимости представления в налоговые органы «пустых» налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров.

Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).

Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.

Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления — сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ.

Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность.

Понятие же «организация» в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.

В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).

Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.

Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния.

При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней — согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими.

Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит.

Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление «пустой» налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.

Вопрос о необходимости представления в налоговые органы «пустых» налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров.

Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).

Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.

Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления — сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ.

Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность.

Понятие же «организация» в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.

В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).

Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.

В отличие от статьи 119 НК РФ, статья 15.5 КоАП РФ рассматривает в качестве субъектов ответственности должностных лиц.

Подчеркнем, что речь идет о должностных лицах не только организаций-налогоплательщиков, но и организаций — налоговых агентов.

Таким образом, главный бухгалтер организации — налогового агента, не представившей в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

Еще одной отличительной особенностью статьи 15.5 КоАП РФ является более корректная по сравнению со статьей 119 НК РФ формулировка правонарушения в наименовании статьи. Так, в наименовании статьи 15.5 КоАП РФ речь идет о нарушении сроков представления налоговой декларации, а не о ее непредставлении, как в наименовании статьи 119 НК РФ.

Следует особо подчеркнуть, что налоговые органы не наделены правом привлекать должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 КоАП РФ. Статья 23.1 КоАП РФ относит данный вопрос к исключительной компетенции судов.

Должностным лицам налоговых органов предоставлено право составлять протоколы по делам о таких правонарушениях.

С момента введения КоАП РФ в действие должностные лица налоговых органов активно пользовались этим правом. Рискнем утверждать, что правомочность таких действий до недавнего времени вполне могла быть оспорена.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 этой же статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Читайте также:  Необходимое и добровольное страхование ТС и ответственности водителя – отличия КАСКО и ОСАГО

Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был утвержден приказом МНС России от 17.10.2003 № БГ-3-06/547.

Остается только гадать, на чем до октября 2003 года основывались должностные лица налоговых органов, составляя протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 — 15.9, 15.11, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/13532/

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)

  • Новая редакция Ст. 119 НК РФ
  • 1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета
  • влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
  • 2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок
  • влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Комментарий к Статье 119 НК РФ

Обязанность представления налоговой декларации установлена ст. 80 НК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается как отчетность физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.

Налоговый кодекс не указывает конкретных сроков подачи налоговой декларации, а содержит лишь отсылочную норму, гласящую, что налоговая декларация представляется в установленные законом сроки (п. 6 ст. 80). Если налоговая декларация направляется по почте, то она считается представленной в момент отправки заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, а также других документов. При этом нарушаются требования: ст. ст.

80, 81 НК РФ (посвященные налоговым декларациям, порядку ее представления и изменения), ст. ст. 88, 93 НК РФ, ряда других норм (о представлении документов по требованию налогового органа).

Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения — нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.

В чем заключается опасность данного деяния? Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками (их законными представителями), подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений (чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения и т.д.).

Объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренную п. п. 1, 2 комментируемой статьи, отражают следующие моменты:

а) ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за два самостоятельных налоговых правонарушения:

— нарушение установленного срока представления налоговой декларации;

— непредставление налоговой декларации в сроки, упомянутые в п. 2 комментируемой статьи 119 НК РФ.

Именно объективной стороной упомянутые выше налоговые правонарушения отличаются друг от друга;

б) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, на бланке установленной формы (лично или посредством почтового отправления) (п. п. 1 — 3 ст. 80 НК РФ);

в) срок представления налоговой декларации по каждому виду налога устанавливается тем или иным актом законодательства о налогах (например, налоговая декларация по подоходному налогу с физического лица должна быть представлена не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в течение которого физическое лицо получило подлежащий декларированию совокупный доход и т.д.);

  1. г) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета. При этом следует иметь в виду, что:
  2. — организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, а если в нее входят филиалы и иные обособленные подразделения на территории РФ или в ее собственности находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество (включая транспортные средства), — по месту нахождения каждого подразделения (недвижимого имущества);
  3. — индивидуальные предприниматели и приравненные к ним (для целей налогообложения) лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства;
  4. — другие физические лица ставятся на учет по месту их жительства самими налоговыми органами в соответствии с правилами ст. 83 НК РФ;

— любые физические лица, имеющие подлежащие налогообложению объекты недвижимости и транспортные средства, подлежат также налоговому учету по месту нахождения упомянутого объекта (ст. ст. 83 — 85 НК РФ);

д) упомянутый в п. 2 комментируемой статьи срок (180 дней) исчисляется в календарных днях. Отсчет этого срока начинается со следующего (после установленного законодательством о налогах дня представления налоговой декларации потому или иному налогу) дня. Порядок представления налоговой декларации в последний день определяется правилами статьи 6.1 НК РФ;

е) налоговое правонарушение, указанное в комментируемой статье, в основном совершается в форме бездействия: виновный или не исполняет свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации, или пропускает срок, указанный в п. 2 комментируемой статьи.

Данное налоговое правонарушение нужно отличать от нарушения правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).

Правильному применению комментируемой статьи будет способствовать учет позиций Конституционного Суда (по вопросу о соответствии ст. 119 НК РФ Конституции РФ), изложенной в Определениях N 291-О и N 316-О.

Субъектами налоговых правонарушений, указанных в п. п. 1, 2 комментируемой статьи, являются налогоплательщики — организации и физические лица:

а) ни налоговые агенты, ни иные лица не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного п. п. 1, 2 ст. 119 НК РФ;

б) ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного в УК РФ;

в) привлечение организации к ответственности по ст. 119 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) от административной, уголовной, иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Так, в соответствии со ст. 15.

5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на руководителей организаций в размере от 3 до 5 МРОТ;

г) привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ не освобождает от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Анализируя субъективную сторону деяний, которым посвящена комментируемая статья, следует учесть, что она может выражаться как умышленно, так и по неосторожности.

Перечислим санкции за деяния, предусмотренные в комментируемой статье:

а) налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога (а не от суммы полученного дохода), подлежащей уплате (доплате) на основе налоговой декларации. При этом штраф взыскивается:

  • — за каждый полный месяц, прошедший со дня, когда налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию (отсчет начинается со дня, следующего за указанным днем);
  • — за каждый неполный месяц (если отсчет начинается не с начала месяца);
  • — в размере, не превышающем 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, срок представления которой нарушен (но не менее 100 руб.);

б) деяние, предусмотренное п. 2 ст. 116 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере:

  1. 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе не представленной в течение 180 дней налоговой декларации;
  2. 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе упомянутой декларации (начиная с 181-го дня непредставления).
  3. При этом уплата штрафов осуществляется за каждый полный, каждый неполный месяц;
  4. в) штрафы, предусмотренные комментируемой статьей, не поглощают друг друга.

Размеры налоговых санкций, предусмотренных ст. 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами ст. ст. 112, 114 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 119 Кодекса устанавливает налоговую ответственность налогоплательщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение закрепленной подп. 4 п. 1 ст.

23 Налогового кодекса обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 23 Кодекса).

Налоговая декларация, как определено в п. 1 ст.

80 Кодекса, представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Порядок представления налоговой декларации в налоговый орган установлен ст. 80 Кодекса (см. комментарий к ст. 80 Кодекса).

На конкретном примере в п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст.

80 Кодекса) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Как указано в примере, ответчик, являясь плательщиком определенных видов налогов, обязан был представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.

МНС России в письме от 22 января 2002 г. N СА-6-04/60 «О представлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями» разъяснило, что в ст. 227, 229 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса, а также в подп. 4 п. 1 ст.

23 Кодекса установлена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства) декларацию по налогу на доходы физических лиц независимо от наличия у них объекта налогообложения.

Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок, по мнению МНС России, является основанием для привлечения к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 Кодекса.

13 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, на конкретном примере указал, что уплата суммы исчисленного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок сама по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, предусмотренной ст. 119 Кодекса.

Читайте также:  Порядок вступления в наследство по завещанию: последовательность действий и особенности процедуры

По мнению МНС РФ, выраженному в письме от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/1201@ «О привлечении к налоговой ответственности налогоплательщиков единого социального налога» , за непредставление в соответствии с п. 3 ст. 243 гл.

24 «Единый социальный налог» части второй Кодекса расчета авансовых платежей по единому социальному налогу налогоплательщика-работодателя налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса.

На случай формирования противоположной судебной практики МНС России считает, что такие налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

Однако в п. 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, на конкретном примере разъяснено, что предусмотренный ст. 119 Кодекса штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу.

С учетом приведенного разъяснения, данного в п. 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, МНС России в письме от 8 декабря 2003 г.

N 14-3-04/3243-4-ау387 «О применении ответственности, предусмотренной ст. 119 НК» выразило мнение о том, что налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, установленной ст.

119 Кодекса, за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.

В качестве обоснования МНС России привело следующее:

статьи 287 — 289 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Кодекса содержат положения, устанавливающие обязанность налогоплательщиков и сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций за соответствующий отчетный период;

пунктом 1 ст.

289 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей Кодекса.

Административная ответственность руководителей и других работников организаций, являющихся налогоплательщиками, за нарушение сроков представления налоговой декларации предусмотрена ст. 15.5 КоАП: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ.

Уголовная ответственность граждан-налогоплательщиков за уклонение от уплаты налога или сбора, совершенное путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, установлена в ст.

198 УК, уголовная ответственность руководителей, главных бухгалтеров и иных работников организаций-налогоплательщиков за уклонение от уплаты налога или сбора, совершенное путем непредставления налоговой декларации, — в ст.

199 УК РФ.

В пункте 37 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснено, что поскольку Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст.

115 Кодекса срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (см. комментарий к ст. 115 Кодекса). С учетом данного разъяснения МНС России в письме от 28 сентября 2001 г.

N ШС-6-14/734 «Об ответственности за нарушения налогового законодательства» указало, что моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной ст.

119 Кодекса, следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.

2. В пункте 2 ст. 119 Кодекса предусмотрен квалифицированный состав налогового правонарушения, связанного с непредставлением налоговой декларации.

Квалифицирующим признаком является непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока.

МНС России в указанном выше письме от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 обращало внимание налоговых органов на то, что одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 и 2 ст. 119 Кодекса является неправомерным.

Следует отметить, что санкция п. 2 ст. 119 Кодекса не предусматривает в отличие от п. 1 комментируемой статьи нижний предел штрафа.

Соответственно, при представлении в налоговый орган налоговой декларации, по которой налог, не причитающийся к уплате, равен нулю, налоговая санкция, предусмотренная п. 2 комментируемой статьи, не применяется.

3. Пункт 3 ст. 119 Кодекса в первоначальной ред.

устанавливал налоговую ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу и за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ п. 3 из комментируемой статьи исключен, а налоговая ответственность за указанные нарушения установлена ст. 129.1 и 126 Кодекса соответственно.

Источник: http://NKodeksRF.ru/ch-1/rzd-6/gl-16/st-119-nk-rf

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)

  • СТ 119 НК РФ.
  • 1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета
  • влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
  • 2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок
  • влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Комментарий к статьям 119 и 119.1 Налогового кодекса РФ

Определяющее значение для обеспечения надлежащего исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов имеет строгое соблюдение налогоплательщиком порядка составления, ведения и представления в налоговые органы налоговой отчетности.

Являясь основным источником сообщаемых налогоплательщиком в налоговый орган сведений о состоянии элементов налога и исчисленной сумме налога за определенный период времени, налоговая отчетность выполняет особую роль, способствующую реализации контрольной функции налогообложения, и выступает первостепенным объектом налогового контроля.

Так, согласно п. 2 ст.

87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) для проведения в отношении налогоплательщика камеральной налоговой проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа, достаточным основанием для начала выполнения налоговым инспектором своих служебных обязанностей по осуществлению проверки является сам факт подачи налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Как указал Конституционный Суд РФ, «налоговая декларация является основным документом налоговой отчетности, непредставление в установленный срок которого ставит под угрозу эффективное осуществление налогового контроля и своевременное обнаружение фактов несвоевременного, неполного или неправильного исполнения налоговой обязанности.

И хотя непредставление в установленный срок налоговой декларации не может полностью блокировать осуществление в отношении налогоплательщика контрольных мероприятий, имея в виду в том числе возможность проведения выездных налоговых проверок, игнорирование налогоплательщиком соответствующей обязанности способно существенным образом затруднить нормальное осуществление налоговым органом его функций» (Определение от 16 декабря 2008 года N 1069-О-О) .

Собирательный термин «налоговая отчетность» используется в настоящей статье преимущественно для обозначения налоговых деклараций и расчетов по налогам (сборам), обязанность по представлению которых установлена законодательством о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов) (подп. 4 п. 1 ст.

23 НК РФ), налоговых агентов (подп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ), а также в отдельных случаях — лиц, не являющихся налогоплательщиками или пользующихся правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (п. 12 ст. 80 НК РФ). В частности, из анализа положений п. 5 ст. 174, подп. 1 п.

5 ст. 173 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 года , следует, что лица, признаваемые НК РФ неплательщиками НДС , при выставлении покупателям счетов-фактур с выделением отдельной строкой суммы налога обязаны представлять налоговые декларации в порядке и сроки, предусмотренные для налогоплательщиков по НДС.

N АП-3-14/319) документация по налоговой отчетности включает в себя широкий перечень документов, носящих названия налоговых деклараций, отчетов, расчетов налогов, справок о регистрации имущества, его стоимости и т.д.

Однако в связи с тем, что в данный Классификатор с момента его утверждения не внесено ни одного изменения, очевидно, что те или иные сведения, содержащиеся в нем, могли потерять на сегодняшний день свою актуальность.

Подробнее об изучении классификации налоговой документации со ссылками на иные источники см.: Батарин А.А. Налоговая документация как форма реализации налоговой отчетности: правовая классификация и роль в исчислении налога // Налоги. 2013. N 6. С. 28 — 34.

До вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (Официальный интернет-портал правовой информации pravo.

gov.ru, 30.06.2013) норма п. 5 ст. 174 НК РФ была сформулирована таким образом, что исключала свое применение к лицам, не являющимся налогоплательщиками. В редакции, действующей с 1 января 2014 года, норма распространена и на отмеченную категорию субъектов.

Источник: http://www.NalKod.ru/statia119

Статья 119 НК РФ — штраф, как избежать, сумма наказания, как оплачивать

По Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить налоги. Чтобы обеспечить выполнение этого предписания, государство специально разработало наказание для нарушителей. Правонарушение может быть либо административным, либо уголовным. Их подробный перечень содержится в КоАПе и уголовном кодексе.

Если же человек совершил на первый взгляд правонарушение, про которое никаким образом в КоАП или УК РФ не упоминается, то ответственность он нести не будет. Административная ответственность за нарушения законов используется за такие действия, которые не несут большой опасности для общества или государства.

Читайте также:  Обоснование отзыва из отпуска по производственной необходимости: порядок действий

Как написано в НК РФ, за не вовремя сданную декларацию полагается наказание со стороны фискальных органов. Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ штраф грозит следующим категориям:

  • Физическим лицам;
  • Индивидуальным предпринимателям;
  • Юридическим лицам;
  • Налоговым агентам.

Ст. 119 налогового кодекса РФ: какой штраф

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ настоящая санкция назначается в отношении тех лиц, которые обязаны сдавать отчет. При этом неважно, есть объект налогообложения или нет. Наказание предусмотрено даже за несданные так называемые «нулевки».

Размер наказания высчитывается от суммы, которую нужно уплатить. КБК в таком случае будет 18210301000013000110. При этом последующая просрочка только увеличит это взыскание с начальных 5% от суммы налога до 30% максимум.

Минимальная санкция составляет 1000 рублей.*

Важно помнить, что любое действие органов власти может быть опротестовано и отменено в судебном порядке

Важно! Всегда нужно следить за тем, кто подписывает налоговую декларацию. Если это делает человек, у которого на это нет полномочий, то тогда документ юридической силы иметь не будет, и компания не избежит санкции. Поэтому несмотря на отправку данного документа в ИФНС, налогоплательщика могут оштрафовать.

Исчисление наказания зависит от не уплаченный в срок суммы налога, которую налогоплательщик должен уплатить на основании декларации. То есть, если лицо не представило необходимый документ, однако деньги заплатило, то оштрафовать его можно только на минимальную сумму — 1000 рублей*.

При расчете санкции нужно учитывать комментарии Высшего арбитражного суда, заявившего, что взыскание нужно исчислять из того количества денег, которое лицо должно заплатить в бюджет, а не данных, содержащихся в декларации. Например, в отчете ошибочно написана сумма в 10 000 рублей, а при проверке выяснилось, что подлежащий уплате налог составляет 5000 рублей, то по ст. 119 НК РФ штрафы будут считать от реальной величины — 5000 рублей.*

Срок привлечения к ответственности составит три года. Его считают с момента, когда необходимо было представить декларацию.

Иногда фирмы избегают негативные последствия. Чтобы смягчить санкцию, либо вовсе оспорить можно воспользоваться в следующих обстоятельствах:

  • Доказать, что вины в просрочке не было. Либо объяснить ее неумышленными действиями;
  • Указать на небольшой срок просрочки или на ее незначительность;
  • Объяснить, что бюджету не был нанесен ущерб;
  • Вовремя и полностью оплатить налог;
  • Если штраф очень высок, то можно указать на несоразмерность его по отношению к проступку;

Обратите внимание! Любое повторное правонарушение в данной сфере грозит усилением ответственности. НК РФ предусматривает, что величина взыскания увеличивается, если нарушение произошло в течение года с момента решения суда или ФНС о предыдущем нарушении.

Следует учитывать и тот факт, что физические лица могут отвечать по уголовной статье в случае непредставления декларации и неуплаты НДФЛ. Это произойдет, если такое лицо совершило это преступление в крупном размере.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/p-1-st-119-nk-rf.html

Особенности ответственности за совершение налоговых правонарушений

В последнее время вопросам своевременности и полноты уплаты налогов и сборов стало все больше и больше уделяться внимания.

Усиление контроля над налогообложением предполагает также совершенствование, как законодательного регулирования, так и решение практических вопросов, которые увеличат объема поступления налогов в бюджет.

Для этих целей важным являются действия по повышению уровня ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Определение «ответственность» закреплено в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК). Речь идет о невыполнении обязательств, возложенных на налогоплательщиков. За это предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством РФ [1, ст. 23].

Налоговая ответственность за правонарушения предусмотрена для организаций и гражданам с 16 лет (ст. 107 НК).

  • Лица, совершившие налоговые правонарушения могут быть освобождены от ответственности, при таких обстоятельствах, как:
  • – отсутствие состава налогового нарушения;
  • – истечение срока давности для налоговых преступлений;

– не виновное поведение нарушителя налоговых обязательств (ст. 109 НК).

Новинкой Налогового кодекса стало введение двух форм вины за нарушение налогового законодательства: преднамеренная вина и небрежность.

Преднамеренная вина или умышленная рассматривается как нарушение, при котором нарушитель понимал незаконность своих действий или хотел опасных последствий. Ответственность за такие деяния наступает в соответствии с налоговым законодательством (ст. 122 НК).

Если гражданин не знал о незаконности своих действий, нарушение считается совершенным по небрежности, даже если он мог его осознавать. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 122 НК. В то же время не указано, какие именно действия (бездействие) имели негативные последствия. Это выражается в занижении налогооблагаемой базы и простом ошибочном определении налога.

Важным моментом для правосудия является не нарушение срока исковой давности, который не должен превышать трех лет (ст. 113 НК). Срок давности восстановлению не подлежит [4].

  1. На данный момент уклонение от уплаты налогов является наиболее распространенным правонарушением в экономической деятельности. За него предусмотрена серьезная ответственность:
  2. 1) уголовная (по статьям Уголовного кодекса РФ (УК), в отношении граждан и представителей организаций);
  3. 2) администрация (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) в отношении должностных лиц и, в некоторых случаях, граждан);

3) налоговая (то есть финансовая, применяемая ко всем налогоплательщикам) [5, с. 43].

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане привлекаются к ней по результатам проведения проверки инспекцией Федеральной налоговой службы (ИФНС) [6, с. 33].

Независимо от характера ответственности, примененной к нарушителям, с них может быть принудительно взысканы так же долги за неуплату налога на доходы государства. В то же время сотрудники ФНС обязаны подтвердить вину за неуплату налогов. Рассмотрим особенности некоторых видов ответственности.

  1. Уголовная ответственность субъекта налогообложения.

Содержание общественной опасности преступлений в сфере уплаты налогов, является налоговое правонарушение. Однако, налоговое преступление имеет характеристики такого налогового правонарушения, по которому сумма неуплаченных налогов превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда [3].

Уголовную ответственность за неуплату налогов, возникает по решению ИФНС, которое служит основанием для возбуждения уголовного дела.

Ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения определяется на основании статей 198, 199 и 199.1 УК.

А) По статье 198 УК за уклонение от уплаты налогов с физических лиц не преследует должностные лица, а лишь бизнесмены, нотариусы, адвокаты и других лиц.

Главной особенностью состава этого преступления является размер невыплат, за что предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или задержание до 6 месяцев или лишение свободы до одного года.

Б) В соответствии со статьей 199 УК, об уклонении от уплаты налогов представители юридического лица, они будут привлечены к ответственности за неуплату налогов. Это обычные менеджеры, бухгалтеры и рядовые оформители документов бухгалтерского учета.

На основании судебной практики, по этой статьи часто привлекаются граждане к ответственности за неуплату НДС или налога на прибыль.

В) По статье 199.1 УК, за не перечисление удержаний в пользу государства налоговым агентом, к ответственности привлекается лицо, занимающийся финансовыми ресурсами налогоплательщика, поскольку он перечислял их себе для своего обогащения. Форма наказания и сумма неуплаты аналогичны закрепленных в ст. 199 УК.

  1. Административная ответственность налогоплательщика.

К данной ответственности привлекаются налогоплательщики на основе протокола о нарушении. По нему начинается производство в соответствии с КоАП [1, стр. 101].

Согласно КоАП, только должностные лица несут ответственность, а не граждане (по главе 15). Налоговыми правонарушениями чаще всего являются следующими:

A) В соответствии со статьей 15.3 КоАП, фирмы обязаны стать на налоговый учет в течение десяти дней с момента регистрации; несоблюдение данного требования влечет за собой штраф от 500 до 1000 рублей. Применение этих санкций не исключается ответственность и для самой компании в соответствии со ст. 116 НК.

Б) В соответствии со статьей 15.5 КоАП, если не соблюдены сроки представления отчетов и деклараций в ИФНС, то наступает ответственность в виде предупреждения или штрафа от 300 до 500 рублей. Граждане подлежат ответственности за действия аналогичного характера в соответствии со ст. 119 НК.

В) На основании статьи 15.6 КоАП, за отказ в представлении документов в ИФНС для проверки правильности производства расчета платежей, как должностные лица, так и предпринимателей и граждане привлекаются к ответственности.

При этом налогоплательщику вручается требование о предоставлении отчетных документов в течение 10 дней. После этого периода налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей в случае отсутствия информации.

Для граждан размер штрафа составляет от 100 до 300 рублей.

Г) В статье 15.11 КоАП, за нарушение ведения бухгалтерского учета, регулируемого ФЗ «О бухгалтерском учете» [5, ст. 517], а также за нарушения экономических показателей учета, выраженных в искажении информации более чем на 10 процентов, к ответственности в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей привлекаются бухгалтера. Если это происходит повторно, штраф будет удвоен.

  1. Налоговая ответственность.

В результате налогового контроля выявляются различные нарушения налогового законодательства, которые приводят к ответственности в виде штрафных санкций (ст. 114 НК), налагаемых компетентным налоговым органом в принудительном порядке.

Для основных видов налоговых правонарушений по НК предусматриваются меры ответственности. В основе их лежит недополучение финансовых средств в бюджет. Это следующие противоправные нарушения:

A) Статья 116 НК предусматривает обязательство по ведению предпринимательской деятельности с обязательной постановкой на налоговый учет. За нарушения этой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 % от дохода за неучтенный период.

Б) Статья 120 НК, за несоблюдение условий расчета налоговых поступлений, предусматривает штраф от 10 до 30 тыс. рублей.

  • B) В статье 119 НК, за не предоставление декларации в ФНС для налогового контроля, предусмотрен штраф в размере 5 % от не задекларированной суммы.
  • Г) В соответствии со статьей 123 НК, за несоблюдение налоговыми агентами своих обязанностей, на них за это налагаются штрафы в размере 20 % от суммы налога.
  • Д) Статья 122 НК, предусматривает за не полную уплаты налога из-за занижения налоговой базы, наложение штрафа в размере до 20 % от суммы налога.
  • Все вышеупомянутые нарушения налогового законодательства связаны с неуплатой налогов и, следовательно, являются основанием для применения финансовых ограничений к неплательщикам.

Таким образом, как юридические лица, так и граждане обязаны своевременно платить налоги, так как это их конституционная обязанность. Это правило также определяется в налоговом законодательстве.

Если гражданин намеренно или ошибочно игнорирует уплату налогов, он является преступником и несет за это ответственность в соответствии с НК, КоАП и УК.

Размер наказания зависит от тяжести преступления или правонарушения.

В современных экономических условиях усиливается соблюдение требований налогового законодательства относительно полноты и своевременности взимания налогов и сборов. Для этого необходимо дополнительно улучшить налоговое законодательство и решить практические налоговые проблемы.

Источник: https://moluch.ru/archive/283/63713/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector