Как в отечественной законодательной базе регламентируются положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта?

Транспортная сфера считается связующим элементом в экономике любой страны. Она представляет собой крупный комплекс, охватывающий существующие виды производства, обмена и распределения.

Безусловно, отношения, складывающиеся в этой отрасли, не могут оставаться без нормативного регулирования. Сегодня транспортное законодательство в РФ развивается несколько специфичным образом.

Как в отечественной законодательной базе регламентируются положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта

Общие сведения

Как известно, правоотношения участников гражданского оборота регламентируются ГК.

В главе 40 Кодекса определены и урегулированы только самые важные положения, касающиеся перевозки пассажиров и грузов, исполнения прочих обязательств.

Соответствующие нормы должны учитываться в действующем в РФ транспортном законодательстве. При этом не имеет значения, присутствуют они в отраслевых правовых актах или нет.

Основы транспортного законодательства

Общие нормы, закрепленные гл. 40 ГК, нашли отражение в таких сравнительно новых нормативных актах, как:

  1. Воздушный кодекс.
  2. Устав железнодорожного транспорта.
  3. Кодекс торгового мореплавания.
  4. Кодекс водного внутреннего транспорта.

Вместе с действующим сегодня в России транспортным законодательством для регулирования правоотношений используются кодифицированные акты, изданные еще в период существования СССР.

Речь, в частности, об Уставе автомобильного транспорта. Он применяется только в части, не противоречащей положениям 40-й главы ГК и иных современных правовых актов.

Представляется, что его нормы будут сохранять юридическую силу до принятия нового Устава.

Стоит также сказать, что сегодня в структуру транспортного законодательства Российской Федерации включены правовые акты, изданные в развитие действовавших в советское время положений. Так, на практике применяются Правила перевозки пассажиров и грузов с указаниями Госарбитража СССР по вопросам, относящимся к транспортной отрасли.

Особенности системы регулирования

В силу объективных причин в ходе становления и совершенствования транспортное законодательство постепенно складывалось в более-менее четкую совокупность правовых актов, дифференцированных в зависимости от конкретной сферы деятельности. Так, вполне четко обозначены нормы, регламентирующие перевозку грузов морским, железнодорожным, речным, воздушным и иными видами транспорта.

Систему транспортного законодательства составляют горизонтальное и вертикальное звенья. Первая строится на основании горизонтальных связей между компонентами системы. В вертикальной структуре преобладают иерархические связи, возникающие в рамках отношений субординации.

Как в отечественной законодательной базе регламентируются положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта

Классификация норм

В зависимости от своего содержания, акты, относящиеся к горизонтальной и вертикальной структурам транспортного законодательства, разделяются на простые и кодификационно-комплексные.

К последним относят положения, предметом регулирования которых выступают разнородные публичные отношения. Их регулирование осуществляется с использованием нескольких правовых методов.

Примерами актов этого типа можно считать транспортные кодексы и уставы.

Простыми признаются акты, не противоречащие положениям кодификационных норм. Они предназначены для их дополнения, уточнения, конкретизации. К таким актам, к примеру, можно отнести Правила перевозки пассажиров и грузов, действующие для каждого вида транспорта. Они уточнят нормы, закрепленные в уставах и кодексах.

Горизонтальное звено системы

Эту часть транспортного законодательства составляют акты, разнообразные по форме и содержанию. Они регламентируют вопросы, связанные с использованием ТС всех видов (железнодорожного, автомобильного, морского и пр.).

Горизонтальное звено транспортного законодательства формируют федеральные нормативные акты, президентские указы, правительственные постановления. Отдельные виды отношений регламентируются специальными правовыми документами. К ним относят железнодорожное, внутреннее водное и другие законодательства.

Ключевым нормативным актом, однако, является ГК. Глава 40 Кодекса посвящена перевозке пассажиров и грузов. Статьями 784-800 закреплены положения, общие для всех транспортных средств.

Законодательством Российской Федерации урегулированы вопросы, касающиеся заключения договоров на оказание транспортных услуг, ответственности за порчу, утрату, повреждение, недостачу грузов, предъявлением претензий, исков и т. д.

Виды общих нормативных актов

В горизонтальном звене законодательства о транспортной безопасности говорится во всех общих нормах. В их числе:

  1. Постановление ВС РСФСР от 1990 г. В нем закреплены неотложные меры по улучшению обеспечения населения общественным транспортом.
  2. Указ президента от 1992 г. Он устанавливает основы обязательного страхования пассажиров.
  3. Указ президента от 1996 г. В нем закреплены положения, касающиеся совершенствования системы госуправления транспортным комплексом.
  4. Постановление правительства от 1992 г. Оно закрепляет положения, связанные с обеспечением господдержки функционирования транспортной отрасли.
  5. Постановление № 184 от 1993 г. В нем закреплены меры, направленные на обеспечение сохранности грузов и усиление борьбы с хищениями.
  6. Постановление № 876 от 1993 г. В нем предусмотрены меры по обеспечению стабильной работы морского, авиационного, автомобильного и речного транспорта. Сегодня этот нормативный акт действует в новой редакции от 1996 г.
  7. Постановление правительства от 1998 г. Согласно этому документу функции надзора за безопасностью гидротехнических судоходных сооружений возложены на Минтраспорта РФ.

Это далеко не полный перечень общих нормативных актов, включенных в транспортное законодательство. Новых правовых документов в структуре достаточно много. Это вполне объяснимо. В современных условиях транспортная отрасль не может функционировать на основании старых правил.

Как в отечественной законодательной базе регламентируются положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта

Нормы об отдельных видах ТС

Они стоят обособленно от прочих правовых актов. В число таких норм включены акты, изданные транспортными ведомствами и министерствами в рамках их компетенции. Среди них особое место занимают кодификационно-комплексные положения.

В них содержатся нормы не только гражданского права, но и иных юридических отраслей. Примером может являться налоговое законодательство. Транспортный налог, санкции за нарушение обязательств плательщиками и ряд других финансовых вопросов регулируются исключительно НК.

Положения, регламентирующие порядок разрешения споров в сфере транспорта, закрепляются процессуальными нормами.

Отраслевые правовые акты

Особое значение имеют уставы и кодексы, закрепляющие специальные требования транспортного законодательства:

  • Устав ж/д транспорта от 2003 года.
  • Кодекс водного внутреннего транспорта от 2001 г.
  • Устав автомобильных ТС от 1969 г.
  • Воздушный кодекс от 1997 г.
  • Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 1999 г.

Специфика применения норм

Как устанавливается во 2-й статье ГК, гражданское право регламентирует договорные и прочие обязательства, иные имущественные правоотношения. Проще говоря, Гражданский кодекс – нормативный акт, имеющий в определенной степени общее значение для правовых положений кодификационно-комплексного типа.

Как в отечественной законодательной базе регламентируются положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта

При этом необходимо учитывать, что ГК – отраслевой кодификационный акт, в отличие от Устава ж/д транспорта, Кодекса торгового мореплавания и иных специальных правовых документов, также являющихся кодификационными, но обладающих комплексным характером. В них присутствуют не только гражданско-правовые, но и иные положения, относящиеся к другим юридическим отраслям.

Для Кодекса, регулирующего торговое мореплавание, ГК будет иметь в соответствующей части общее значение. Это вытекает из положений 1-й статьи КТМ. При этом указание, аналогичное этому, в других кодификационных правовых актах отсутствует, хотя фактически они занимают такое же положение ввиду системной и логической связи между ними и ГК.

Вертикальное звено

Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.

Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.

В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов.

Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти.

Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.

Как в отечественной законодательной базе регламентируются положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта

Правовое регулирование отношений на железнодорожном транспорте

Ключевым актом в этой сфере признается Устав (УЖТ). Он регулирует отношения, касающиеся перевозки пассажиров и груза, ответственности клиентов и перевозчиков за нарушение действующих правил. Следует, однако, учитывать, что в УЖТ регламентированы далеко не все вопросы, поэтому в дополнение к нему изданы:

  1. Постановление правительства от 1992 г. В нем регламентируются вопросы, связанные с обеспечение соблюдения дисциплины работников ж/д транспорта.
  2. Постановление № 716 от 1993 г. Оно закрепляет вопросы, связанные с обеспечением бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.
  3. Постановление правительства от 1992 г. В нем предусмотрены меры по повышению безопасности на ж/д транспорте.
  4. Постановление правительства от 1998 г. Этот акт устанавливает порядок реализации мер, направленных на совершенствование структуры ж/д транспорта.
  5. Указ президента от 1996 г., закрепляющий порядок дальнейшего развития железнодорожного транспорта.
  6. Постановление правительства от 1998 г. № 448. Им утверждена концепция структурной реформы системы федерального ж/д транспорта.
  7. Постановление правительства от 1998 г. № 507. В нем закреплены ключевые направления совершенствования госполитики на ж/д транспорте.
  8. Постановление правительства от 1998 г. № 1029. Этим нормативным документом утверждены правила расчета ставок оплаты за использование вагонов, контейнеров, тарифов для исчисления сборов.
  9. Постановление правительства от 1999 г. № 224. В нем закреплены меры по совершенствованию регулирования тарифов на потребляемую ж/д транспортом энергию.
Читайте также:  Штраф, если нет страховки на машину: понятие страхования транспортных средств и информация о данной финансовой защите

В настоящее время в этой отрасли действует достаточно много нормативных документов. Они регламентируют и развивают отношения, не урегулированные УЖТ.

Как в отечественной законодательной базе регламентируются положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта

Водный транспорт

Отношения, складывающиеся в этой сфере, также регулируют разные правовые акты. Ключевым из них признается Кодекс водного внутреннего транспорта.

Им регламентируется весь комплекс отношений с потребителями услуг. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах.

В частности, речь о правительственных постановлениях от 1994 г. № 780 и от 1996 г. № 464.

Особая роль в системе принадлежит Правилам перевозки грузов, багажа и пассажиров. В них урегулированы вопросы, касающиеся безопасности на внутреннем водном транспорте.

Правительственным постановлением от 2003 г. № 72 утверждены Правила предоставления услуг по транспортировке пассажиров, груза и багажа для бытовых (личных) нужд на водном транспорте.

Система современного транспортного законодательства представляет собой совокупность нормативных актов, издаваемых органами, уполномоченными на реализацию функций надзора в сфере предоставления услуг по перевозке багажа, грузов и пассажиров всеми видами ТС. Чем совершеннее структура этой системы, тем яснее содержание положений и легче их применение на практике. Это, в свою очередь, повышает эффективность функционирования всей транспортной отрасли в стране.

Как в отечественной законодательной базе регламентируются положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта

Транспортное законодательство считается самым стабильным сводом нормативных актов. Его основные положения, регламентирующие правоотношения, касающиеся заключения договоров, предоставления транспорта, ответственности за их эксплуатацию, повреждение, утрату, порчу грузов, предъявления исков и претензий, применяются без особенных изменений достаточно продолжительное время.

Источник: https://zakon.temaretik.com/1402406137893751657/transportnoe-zakonodatelstvo-osnovnye-polozheniya-i-trebovaniya/

Разъяснения положений проекта федерального закона «Положение о дисциплине работников

Транспорт является источником повышенной опасности. Поэтому Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий трудовые отношения, предусматривает для работников транспорта особые требования к дисциплине труда, которые должны быть закреплены в виде федерального закона.

До вступления в силу Трудового кодекса Российской Федерации дисциплина труда работников железнодорожного транспорта регулировалась Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 621.

Соблюдение дисциплины труда работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации имеет особое значение в силу того, что ее нарушение может повлечь за собой крайне тяжелые транспортные происшествия (аварии, катастрофы, гибель людей).

К работникам, непосредственно связанным с движением транспортных средств на железнодорожном транспорте, всегда предъявлялись более высокие требования и для них устанавливались более жесткие дисциплинарные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, включая дополнительные основания увольнения.

Правительством Российской Федерации рассмотрен и одобрен проект федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации».

Законопроект устанавливает особенности правового регулирования дисциплины труда работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и железнодорожного подвижного состава.

В частности, предусматриваются обязательные правила поведения указанных работников железнодорожного транспорта при исполнении ими своих трудовых обязанностей, особые условия соблюдения ими трудовой дисциплины, меры дисциплинарного воздействия в случае нарушения таких условий, а также основания применения и виды поощрений к работникам железнодорожного транспорта.

Принятие законопроекта позволит обеспечить неукоснительное соблюдение дисциплины труда, повышение безопасности движения поездов и эксплуатации транспортных и иных технических средств на железнодорожном транспорте, сохранность перевозимых грузов, багажа, грузобагажа, обслуживания пассажиров.

Следует также отметить, что в настоящее время готовятся проекты федеральных законов «Устав о дисциплине работников морского транспорта» и «Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта».

Источник: https://www.mintrans.ru/press-center/news/1295

Проект Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в РФ

На сегодняшний день проблема состоит в принятии федерального закона «Положение о дисциплине труда работников железнодорожного транспорта».

Проектом указанного закона предусмотрено два вида дополнительных дисциплинарных взысканий: отстранение от работы на срок до одного года и увольнение по основаниям, предусмотренным данным законом.

Такой вид специальной дисциплинарной ответственности, как отстранение работника от работы на срок до одного года, предполагается применять к работникам железнодорожного транспорта, непосредственно связанным с движением железнодорожного транспорта, за совершение дисциплинарного проступка, в результате которого создавалась угроза крушения или аварии железнодорожного подвижного состава, жизни и здоровью людей. Проект не конкретизирует, за какие именно проступки возможно применение данного вида взыскания.

При применении отстранения от работы работник, согласно законопроекту, может быть переведен с его согласия на другую работу, непосредственно не связанную с движением железнодорожного подвижного состава. В случае отказа работника от такого перевода с ним может быть расторгнут трудовой договор.

Согласно ст. 76 ТК РФ [58] предусматривается возможность отстранения работника от работы по основаниям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, однако отстранение здесь не является видом дисциплинарного взыскания, а предполагает обязанность работодателя не допускать к работе работника, который в силу определенных причин не может быть допущен к выполнению своих трудовых обязанностей. В соответствии с нормой ТК [58] работник отстраняется от работы на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его отстранения. Проектом закона о дисциплине попытаются заменить такую меру дисциплинарного взыскания, как лишение свидетельства на право управления транспортным средством, отстранением от должности, но такое решение вопроса противоречило бы самой природе отстранения от работы, которое представляет собой не вид дисциплинарного взыскания, а способ предотвращения тех или иных нарушений в сфере трудовых отношений. Использование в двух федеральных законах одного и того же термина в разных его пониманиях может повлечь неоднозначное толкование самого понятия отстранения от работы.

Показательно, что в ст. 6 проекта закона предусматривается отстранение работника, совершившего дисциплинарный проступок, от работы до решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, т.е. не в порядке дисциплинарного взыскания.

Положения, содержащиеся в проекте закона, в случае его принятия в такой редакции создали бы путаницу: с одной стороны, при совершении дисциплинарного проступка работник отстраняется от работы до решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, с другой стороны — отстранение повторно может быть применено к работнику уже как мера дисциплинарного взыскания. Но работник, будучи уже отстраненным от работы, не может быть повторно от нее отстранен.

Проектом федерального закона о дисциплине работников железнодорожного транспорта также предусмотрено увольнение как вид дисциплинарного взыскания для работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением железнодорожного транспорта. Увольнение предусматривается за совершение конкретных проступков, перечисленных в проекте закона. К таким проступкам отнесены:

  • — нарушение порядка вождения железнодорожного подвижного состава, повлекшее за собой его крушение или аварию;
  • — нарушение порядка подготовки железнодорожного подвижного состава к отправлению, отправления и приема железнодорожного подвижного состава, производства маневровой работы, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
  • — отключение проводником пассажирского, почтово-багажного вагона исправно действующей сигнализации контроля нагрева букс, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава и др.
Читайте также:  Что представляет собой форма договора займа между физическими лицами: их виды и правовая оценка

Нововведение законопроекта заключается в том, что если в Положении о дисциплине перечислялись конкретные категории работников, к которым за перечисленные проступки могла быть применена такая санкция, как увольнение, то в проекте закона предусматриваются конкретные виды нарушений, за которые следует увольнение.

Существующая в современный период проблема отсутствия специальных дисциплинарных взысканий, установленных в предусмотренном законом порядке и учитывающих специфику трудовой деятельности в сфере железнодорожного транспорта, вызывает необходимость обратить внимание на меры дисциплинарного воздействия, предшествующие привлечению работника к дисциплинарной ответственности.

До применения дисциплинарного взыскания на железной дороге применялись и продолжают применяться меры, предупреждающие наложение дисциплинарного взыскания, в частности, лишение предупредительных талонов. Предупредительные талоны используются на всех железных дорогах и считаются эффективным средством укрепления трудовой дисциплины.

В рамках ОАО «РЖД» такое возможно на основании Положения о порядке применения предупредительных талонов для машинистов, помощников машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин [А-2]. Из названия документа следует, что данный вид дисциплинарного воздействия распространяется на ограниченный круг работников.

Предупредительные талоны № 1, № 2, № 3 (зеленый, желтый, красный) являются частью личной документации машиниста (помощника). Предупредительный талон № 1 выдается после издания приказа о приеме на работу, талоны № 2 и № 3 выдаются при лишении предыдущего.

Лишение предупредительных талонов производится в случае нарушения машинистом (помощником машиниста) положений нормативных актов МПС России, ОАО «РЖД» по вопросам обеспечения безопасности движения поездов при условии, что указанные нарушения не влекут за собой применения дисциплинарных взысканий.

Однако данная мера предупреждения имеет юридические последствия. Во-первых, лишение в течение календарного года предупредительных талонов № 1 и № 2 может повлечь за собой применение дисциплинарного взыскания.

Во-вторых, изъятие предупредительного талона в зависимости от нарушения и его причин влечет за собой лишение премии полностью или частично. В-тре- тьих, наложение одновременно дисциплинарного взыскания и лишение предупредительных талонов № 1 или № 2 не допускается.

В-четвертых, изъятые предупредительные талоны № 1 и № 2 возвращаются машинистам (помощникам) по истечении 12 месяцев со дня последнего допущенного ими нарушения при условии безупречного исполнения ими трудовых обязанностей.

Анализируя юридические последствия лишения предупредительных талонов, можно сказать, что это по существу своеобразная мера дисциплинарного взыскания, не отраженная в Положении о дисциплине [59], так как ограничивает в правах определенные категории работников.

В современных условиях Положение о дисциплине утратило свое значение. Для работников железнодорожного транспорта необходимо принятие нового Положения о дисциплине, утвержденного федеральным законом.

Следует предусмотреть в федеральном законе «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования» следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • — лишение предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин;
  • — лишение свидетельства на право управления железнодорожным транспортом (при условии создания специально на то уполномоченной единой общеотраслевой комиссии);
  • — увольнение по дополнительным основаниям, изложенным в Положении, при четком определении круга лиц, в отношении которых применима данная мера взыскания.

Источник: https://studref.com/529090/pravo/proekt_polozheniya_distsipline_rabotnikov_zheleznodorozhnogo_transporta_obschego_polzovaniya

Особенности дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, наезды на препятствия, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Для обеспечения безопасности пассажиров каждый работник железнодорожного транспорта должен четко и своевременно исполнять свои должностные обязанности.

В настоящее время до утверждения Федеральным законом Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования действует Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 621 от 25 августа 1992 года (далее – Положение).

Действие Положения распространяется на всех работников предприятий, учреждений, объединений и организаций железнодорожного транспорта, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе и на работников центрального аппарата Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее именуются — работники), за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания на железнодорожном транспорте (к указанной категории не относятся работники вагонов-ресторанов), сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха (п. 3). Положение определяет дисциплинарный проступок, как виновное нарушение дисциплины, а также виновное нарушение установленных правил поведения в служебных помещениях, поездах, на территории предприятий, учреждений, объединений и организаций железнодорожного транспорта, если оно совершено и не при исполнении трудовых обязанностей.

В Положении закреплены обязанности работника, которые можно классифицировать следующим образом: 1) технологические обязанности: обеспечивать безопасность движения поездов и маневровой работы, своевременную доставку грузов и пассажиров, соблюдать график движения поездов, сокращать простои подвижного состава (пп. «а» п. 5).

2) Производственные обязанности.

Например, беречь технические средства железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, путь, средства связи и другие), а также оборудование, материалы и объекты государственной собственности Российской Федерации, обеспечивать сохранность перевозимых грузов, багажа и вверенного ему имущества, принимать меры к предупреждению и пресечению случаев их хищения (пп. «б» п.

5). 3) Обязанности, связанные с профессиональной подготовкой, предусмотрены пп. «в», «г», «д» п. 5 Положения: выполнять правила и нормы по охране труда, технике безопасности и охране окружающей природной cреды, проявлять заботу о пассажирах, обеспечивая высокую культуру их обслуживания, знать и выполнять требования Положения.

Положение о дисциплине предусматривает также и обязанности работодателя: 1) по организации труда: правильно организовывать работу подчиненных, четко отдавать приказы и указания и проверять их точное и своевременное исполнение, уделяя особое внимание вопросам организации безопасности движения поездов и маневровой работы, обеспечивать внедрение научной организации труда и управления (пп. «а» п. 6). 2) Производственные обязанности.

Например: обеспечивать соблюдение режима экономии, рациональное и эффективное использование материальных ресурсов; сохранность перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их утрате, порче и хищению (пп. «б» п. 6). 3) Обязанности по формированию добросовестного отношения к труду: уделять внимание повышению уровня дисциплины труда, добиваться сокращения текучести кадров, поощрять отличившихся по службе работников и строго взыскивать с нарушителей дисциплины, быть чутким к людям, их нуждам и запросам, подавать пример добросовестного отношения к выполнению служебного долга, а также достойного поведения как на службе, так и вне ее (пп. «в», «г» п. 6).

  • За совершение работником дисциплинарного проступка, в соответствии с п. 15 Положения, к нему могут применяться, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, следующие виды дисциплинарных взысканий:
  • а) лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом (мотор-вагонным подвижным составом), водителя — свидетельства на право управления моторно-рельсовым транспортом несъемного типа, а помощника машиниста локомотива (мотор-вагонного подвижного состава) — свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев или до одного года с переводом на другую работу на тот же срок;
  • б) освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог и государственных предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, и сохранности перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, с предоставлением работы с учетом профессии (специальности);
Читайте также:  Зачем нужно определять порядок пользования квартирой и каковы нюансы

в) увольнение по соответствующим основаниям. Данные виды дисциплинарных взысканий применяются в зависимости от того, какой дисциплинарный проступок совершен.

Так, дисциплинарное взыскание в виде лишения машиниста свидетельства на право управления локомотивом (мотор-вагонным подвижным составом), водителя – свидетельства на право управления моторно-рельсовым транспортом несъемного типа, помощника машиниста локомотива (мотор-вагонного подвижного состава) – свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев — может быть применено за совершение машинистом, водителем моторно-рельсового транспорта несъемного типа или помощником машиниста проступка, который создавал угрозу крушения или аварии. В случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, машинист, водитель моторно-рельсового транспорта несъемного типа и помощник машиниста отстраняются от работы, и к ним может быть применено дисциплинарное взыскание в виде лишения свидетельства на срок до одного года.

Освобождение от занимаемой должности с предоставлением работы с учетом профессии (специальности) как дисциплинарное взыскание может налагаться на работника за нарушение дисциплины, угрожающее безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, или за нарушение установленных правил перевозки и обслуживания пассажиров, обеспечения сохранности грузов, багажа и вверенного имущества.

Увольнение может налагаться, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством о труде, также за совершение работником грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества.

Перечень грубых нарушений дисциплины, за совершение которых может быть применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное подпунктом «в» пункта 15 Положения о дисциплине, дан в приказе МПС России № 30Ц от 25 декабря 2000 г. .

К грубым нарушениям дисциплины относятся: проезд запрещающего сигнала; превышение установленной скорости движения; нарушение порядка опробования автотормозов и проверки их действия в пути следования, повлекшие крушение, аварию поезда; отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами тормозной магистрали; неограждение сигналами остановки места производства путевых работ, повлекшее травмирование и гибель людей, крушение, аварию поезда и другие.

Решением Верховного Суда пп. «а» ч. 1 п. 15 Положения был отменен в связи с тем, что дисциплинарное взыскание и основания его применения введены подзаконным актом, что является ограничением прав работника и противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) .

Что касается пп. «б» и «в» ч. 1 п. 15 Положения, то они тоже были признаны незаконными решением Верховного Суда РФ по основаниям, указанным выше. Анализ состояния дисциплины труда в Новосибирском отделении Западно-Сибирской железной дороги нашел отражение в следующих таблицах.

Год Количество работников Количество нарушителей
Абс. %
2004 13 642 616 4,51
2005 13 807 450 3,26
2006 13 538 756 5,59

Из данной таблицы видно, что количество нарушителей дисциплины от года к году колеблется. Данное обстоятельство может свидетельствовать о неэффективности применяемых дисциплинарных взысканий.

Год Замечание Выговор Увольнение
Абс. % Абс. % Абс. %
2004 97 15,77 518 84,23
2005 73 11,87 377 88,13
2006 126 20,49 630 79,16 2 0,35

Увольнение, как мера дисциплинарного взыскания, применялось за три года всего дважды (за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения), поскольку одной из важнейших обязанностей работодателя является сокращение текучести кадров.

Наибольшее количество дисциплинарных проступков совершают работники, занимающие следующие должности: начальник станции, заместитель начальника станции, дежурный по станции, начальник дистанции, главный инженер, осмотрщик-ремонтник вагонов, дорожный мастер, составитель поездов.

Думается, необоснованно ставить экономиста и осмотрщика вагонов в одинаковое положение в связи с применением к ним мер дисциплинарного взыскания. Проступок экономиста не может повлечь человеческие жертвы.

Следовательно, нормативный акт, предусматривающий специальную дисциплинарную ответственность некоторых категорий работников железнодорожного транспорта, необходим.

В настоящее время принят в первом чтении проект Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации» (далее Проект).

  1. В соответствии со ст. 4 Проекта к работникам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
  1. отстранение от работы на срок до одного года;
  2. увольнение по соответствующим основаниям.

Дисциплинарное взыскание в виде отстранения от работы на срок до года предлагается применять за совершение дисциплинарного проступка, в результате которого создалась угроза крушения или аварии железнодорожного подвижного состава, жизни и здоровью людей (ч. 1 ст. 5).

  • Увольнение, как вид дисциплинарного взыскания, может быть применено к работнику за совершение следующих дисциплинарных проступков:
  • 1) нарушение порядка вождения железнодорожного подвижного состава, повлекшее за собой его крушение или аварию;
  • 2) нарушение порядка подготовки железнодорожного подвижного состава к отправлению, отправление и прием железнодорожного подвижного состава, производства маневровой работы, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
  • 3) нарушение правил ограждения железнодорожного подвижного состава, места производства путевых работ, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
  • 4) нарушение должностных обязанностей, повлекшее за собой столкновение железнодорожного подвижного состава с иным транспортным средством;
  • 5) нарушение технологии обслуживания и ремонта устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
  • 6) нарушение технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
  • 7) отключение проводником пассажирского, почтово-багажного вагона исправно действующей сигнализации контроля нагрева букс, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
  • 8) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара в железнодорожном подвижном составе.

Во-первых, в статье 1 закреплено, что Федеральный закон определяет требования к дисциплине работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением железнодорожного транспорта.

При этом нет конкретизации, каких именно работников следует относить к данной категории. Во- вторых, Проект содержит лишь обязанности работников, а об обязанностях работодателя не говорится.

Источник: https://www.top-personal.ru/lawissue.html?1640

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector