Правовой режим земель энергетики: принцип приватизационного порядка по объектам

В Земельном Кодексе РФ выделено несколько групп территорий специального назначения, относимые к сфере транспорта, промышленности и различных экономических отраслей. Среди них обособляются земли энергетики, выделяемые из общего фонда для размещения на них сооружений и объектов энергетической системы.Правовой режим земель энергетики: принцип приватизационного порядка по объектам

Назначение земель энергетики

Существует два типа земель энергетики, разделяемых по принципу целевого назначения:

  1. Площади, выделяемые для строительства сооружений энергетической системы: гидро-, тепло-, электро- и атомных станций, а также зданий и объектов для их обслуживания, площадей для хранения и утилизации сырья и отходов.
  2. Территории, выделяемые из земельного фонда под размещение подстанций, охранных зон, распределительных пунктов и линий электропередачи.

На данных землях энергетики действует правовой режим, регламентируемый Земельным Кодексом РФ и законодательными актами органов управления.

Правовой режим

Порядок пользования землями энергетики строго регулируется законодательством. Выделенные участки предназначены только для возведения энергетических объектов, строительство иных сооружений на данных территориях запрещено.

Для оптимального использования природных ресурсов энергетической сфере выделяются территории, непригодные для осуществления сельского хозяйства или имеющие худшее качество. Располагаются данные зоны по ленточно-островному типу, а при прохождении линий электропередач по частным владениям площади не изымаются у собственников, а обозначаются специальными знаками.

Ряд объектов (например, атомные станции) требуют отчуждения санитарных зон вокруг комплексов, где запрещается возводить жилые, коммерческие и общественные здания. Такие меры служат для защиты населения от воздействия вредных факторов.

Сооружение и возведение объектов энергетики осуществляется с опорой на законы по охране окружающей среды:

  1. Производительность гидроэлектростанций проектируется согласно особенностям ландшафта и нуждам региона по обеспечению энергией.
  2. При проектировании теплоэлектростанций обязательно учитывается необходимость обеспечения очистки выбросов и стоков.
  3. Возведение и эксплуатация АЭС требует соблюдения строгих правил, защищающих население и окружающую среду от пагубного воздействия радиационного излучения.
  4. При выделении земель энергетики из общего учитывается необходимость сохранности водных ресурсов, лесных массивов, растительного и животного мира.

Предоставление земель энергетики

Процедура выделения земель энергетики из общего фонда зависит от того, в чьей собственности находятся требуемые территории:

  1. Если земли принадлежат государству, то свободные от строений земли предоставляются без согласования расположения на них энергетических объектов. При наличии готового хозяйственного проекта сооружений подбираются подходящие по размерам участки.
  2. В ходе предоставления земель энергетики у территорий определяются проектные границы, целевое использование, а также согласуются техусловия по подключению объекта к существующим инженерным сетям.
  3. Земли энергетики могут быть приобретены заинтересованными отраслевыми компаниями на торгах. Также существует возможность заключения арендного договора с государством, в этом случае требуется обязательное согласование проекта сооружений с соответствующими органами управления и ведомствами.

Владельцы земель энергетики обязаны использовать выделенные наделы строго в соответствии с их целевым назначением, а также осуществлять мероприятия по благоустройству, рекультивации и озеленению.

Нормативы размеров

Нормативно-правовые акты регламентируют размеры земель, выделяемых под нужны энергетической отрасли.

  • размер участка, выделяемого под опоры ЛЭП с напряжением менее 10 кВт, напрямую зависит от поперечного сечения основания, а более 10 кВт — от контуров сооружения;
  • размер выделенных участков под опоры ЛЭП с напряжением более 330 кВт соответствует контуру наделов, представленных в проектной документации и не превышать по ширине 2 м;
  • площадь требуемой для выделения территории определяется на основании необходимости по обслуживанию объектов.

Источник: https://zakon.center/zemelinyj-uchastok/naznachenie-zemel-energetiki.html

Земли энергетики

Земельный кодекс РФ выделил особую категорию земель специального назначения, к которым отнесены земли транспорта, энергетики и прочих отраслей экономики, используемых и предназначенных для обеспечения деятельности и эксплуатации объектов промышленного назначения.

Согласно ст. 87 Земельного кодекса такие земли должны быть расположены за границами населенных пунктов и в отношении них введен особый правовой режим. Земли энергетики так же являются составной частью земель специального назначения, выделенных для размещения на них объектов энергетической системы.

Земли энергетики различают двух видов:

  • строительства сооружений атомной промышленности: станций, ядерных установок, мест хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов. Возведения сооружений гидроэнергетического комплекса, тепловых станций, электростанций, а так же сооружений и объектов, предназначенных для их обслуживания;
  • размещения воздушных и наземных кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов и охранных зон электрических сетей.

Правовой режим земель энергетики

  • Правовой режим земель энергетики регулируется Земельным кодексом РФ, каких либо отдельные законы, определяющих порядок их функционирования не принимались.
  • Указанные участки земной поверхности отличаются в специфике их назначения, состоящей в их использовании как особой зоны для возведения энергетических производственных объектов с целью эксплуатации и обслуживания.
  • Особым статусом земель энергетического назначения должны наделяться наделы несельскохозяйственного назначения или не пригодные в качестве полей, пашен, лугов, а при отсутствии таковых земель — угодья худшего качества.

Земли специального назначения регулируются государством путем создания зон с особыми условиями использования. Таким способом обеспечивается безопасность окружающей среды и людей.

Учреждение особых зон земель энергетики производится в местах размещения промышленных сооружений по ленточно-островному принципу. При этом изъятие земельных участков с указанными зонами у землепользователей не производится, но эксплуатирующее энергетический объект предприятие обязано выделить границы специальными знаками, содержащими информацию об особом характере места.

В зависимости от вида земель энергетического назначения могут устанавливаться  ограничения и запреты на некоторые виды деятельности вблизи особых зон. С целью защиты населения от вредного воздействия излучений от атомных энергетических станций вокруг них создаются санитарные зоны. На территории указанных зон нельзя строить жилье, детские учреждения, общественные здания.

Еще одной разновидностью правового регулирования земель энергетики является утверждения нормативов предоставления участков для размещения производственных объектов. При определении размера выделяемого надела учитываются данные проектно-технической документацией.

Размещение и строительство объектов энергетической системы и сооружений для их обслуживания на землях специального назначения должно производиться с учетом закона «Об охране окружающей среды»:

  • при возведении гидроэлектростанции необходимо учитывать и нужды региона в обеспечении электричеством и особенности местного ландшафта;
  • при эксплуатации теплоэлектростанций требуется одновременное строительство систем очистки выбросов;
  • при эксплуатации атомных станций выдвигаются строжайшие требования по защите природы и населения от радиационного излучения.

При формировании состава земель для энергетической системы необходимо  обеспечить сохранность водных объектов и их ресурсов, лесных угодий, биологической растительности и животного мира, естественной экологической системы.

Предоставление земель энергетики

Участки земель для размещения электроэнергетических объектов должны изыматься из состава земель сельскохозяйственного назначения, если они принадлежат на праве собственности у юридических лиц и граждан. Основанием для выделения земельных наделов являются предоставление  технической и проектной документации на такие строения.

Земли, находящиеся в собственности у государства и муниципалитета могут предоставляться:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов возможен, когда необходимый участок свободен от прав третьих лиц и на нем не имеется никаких иных объектов;
  • с предварительным согласованием производится при наличии хозяйственного проекта и требуется найти земельный участок для его размещения.

В первом варианте земля предоставляется в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование. Продажа или аренда земельных участков производится исключительно с открытых торгов. Поэтапные действия по оформлению земли состоят из нескольких шагов:

  • формирование земельного участка государственными или муниципальными органами и включают следующие работы: определение проекта границ, разрешенного использования, согласование технических условий по возможностям подключения предполагаемого объекта к инженерным сетям;
  • занесение сведений об участке в земельный кадастр на основании данных паспорта;
  • проведение торгов по реализации земельного участка либо права на заключение арендного договора. При предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование выносится соответствующее решение.
Читайте также:  Запрет на курение в поездах дальнего следования: причины, штрафы и последствия

Во втором варианте по предоставлению без предварительного согласования земля в собственность не оформляется, а может быть заключено соглашение с юридическими лицами о постоянном (бессрочном) пользовании или аренде, а гражданам только на арендных правах.

Процедура предоставления земли производится в следующем порядке:

  • подача заявления о выборе интересующего участка в администрацию муниципального образования или уполномоченный государственный орган;
  • проверка собственником участка наличия прав третьих лиц и отсутствия размещенных иных объектов;
  • публикация объявления в местном органе печати о возможности наделения участком заинтересованное лицо;
  • при необходимости направление уведомления собственникам или пользователям об изъятии участка;
  • формирование земельного участка;
  • постановка на кадастровый учет;
  • проведение торгов для предоставления в аренду или собственность.

Землепользователи, получившие землю для электроэнергетического объекта собственники или владельцы объектов должны использовать предоставленные наделы в соответствии с их целями.

При производстве строительных работ электроэнергетические компании обязаны проводить работы по благоустройству, озеленению, рекультивации земель.

Нормативы для определения размеров земельных участков

Земельные участки для размещения объектов энергетической системы должны предоставляться в соответствии с рекомендованными размерами, установленными нормативно-правовыми актами РФ:

  • Размер выделяемого участка для установки опоры под воздушную линию электропередачи напряженностью не более 10 киловатт, зависит от поперечного сечения опоры электрической трассы;
  • В тех случаях, когда электрическое напряжение будет превышать 10 киловатт, размер устанавливается в зависимости от контурной линии планируемого сооружения воздушной опоры;
  • При планировании электропередачи с электрическим напряжением не менее 330 киловатт размеры должны соответствовать контуру наделов:
  • Размеры наделов для строительства воздушных трасс по передаче электроэнергетической энергии определяются на основании проектной документации;
  • Величина участка, которая нужна электроэнергетической компании для проведения ремонтных работ или строительства должна представлять собой полосу, проходящую вдоль трассы линии электропередач, шириной не более 2 метров.

Площадь земельного участка, должна быть определена с учетом необходимой территории для обслуживания объекта.

Гражданам и юридическим лицам, чьи земельные владения соседствуют с землями энергетической системы, предоставленными с целью производства электрической и атомной энергии надлежит ознакомиться со сводом законом и правил, в целях защиты своих прав и интересов.

Источник: https://zemadvo-femida.ru/kategorii-zemel/zemli-energetiki.html

Земли энергетики в 2019 году: понятие и состав, виды, правовой режим, категории земель

В понятие и состав земель энергетики вошли участки, использующиеся и предназначенные для обеспечения деятельности компаний, эксплуатирующих сооружения (объекты) энергетической сферы. Права на эксплуатацию таких земель устанавливаются федеральным и региональным законодательством (пункт 1-й, 89-й статьи ЗК).

Правовой режим земель энергетики предусматривает несколько особенностей по применению территорий и сооружений на них. К объектам энергетики выдвинуты условия в ФЗ «Об охране окружающей среды» (статьи 40 и 47-48):

  • при проведении строительно-ремонтных работ или эксплуатации гидроэлектростанции должна учитываться потребность региона в электричестве и особенности местного ландшафта;
  • при эксплуатации и возведении теплоэлектростанций должны быть предусмотрены системы очистки выбросов станций;
  • при эксплуатации атомных станций должны проводиться мероприятия по защите окружающих территорий от радиационного влияния, исходящего от ядерных агрегатов.

Законом предусмотрен налог на использование земель энергетики, назначающийся предприятиям, пользующимся такими землями. Ставка налога равняется 1,5% (НК России, статья 394).

Предоставление земель энергетики

Земли энергетики предоставляются для следующих целей:

  1. Использование предоставленных участков для строительства на них объектов энергетической отрасли. Основанием для выделения таких земель является генеральная схема по размещению объекта энергетики и технически-проектные документы на такие строения.
  2. Возведение вокруг предприятий энергетической отрасли защитных территорий. Границы таких участков устанавливаются исполнительными органами субъекта России.
  3. Строение или размещение предприятий теплоэнергетической или энергетической отрасли. С момента начала строительства предприятий на руководство таких компаний возлагается обязанность по благоустройству, озеленению, рекультивации земель, составлению планов застройки используемых территорий.

На угодьях энергетики могут размещаться следующие объекты:

  • хранилища для отходов, содержащих радиоактивные элементы;
  • тепловые станции;
  • электростанции;
  • вспомогательные сооружения и объекты для обслуживания основных строений и агрегатов;
  • пункты, в которых размещены для хранения радиоактивные элементы и ядерные материалы;
  • ядерные установки и агрегаты;
  • атомные и гидроэлектростанции;
  • объекты, относящиеся к электросетевому хозяйству.

Размеры земель энергетики

Правом определять величину земель энергетики наделены федеральные структуры исполнительной власти. При этом используются правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ №486 (от 2003 года). Правила определения размеров земли следующие:

  1. Минимальная площадь земли, на которой планируется установить опору под воздушную линию передачи электроэнергии с напряжением не более 10 киловатт, определяется на основании поперечного сечения опоры электротрассы, которая размещена на одном уровне с поверхностью грунта.
  2. Минимальная площадь земли, на которой планируется установить опору под воздушную линию передачи электроэнергии с напряжением более 10 киловатт, определяется следующим образом:
    • как площадь фигуры, ограниченной контурной линией, которая расположена на расстоянии одного метра от контурной черты опоры, проходящей по поверхности грунта – это правило применяется к наделам, что граничат с территорией (размещённой возле сельхозземель), предназначенной под установку опоры с ригелем на глубину до 80 сантиметров;
    • как площадь фигуры, ограниченной контурной линией, которая расположена на расстоянии полутора метров от контурной черты опоры, проходящей по поверхности грунта – правило касается территорий (граничащих с сельхозземлями), которые предназначены под установку опоры с ригелем на глубину до 80 сантиметров.
  3. Минимальная площадь земли, на которой будет размещаться опора вод воздушную трассу электропередачи с напряжением не менее 330 киловатт, приравнивается к размерам контура наделов:
    • находящихся на поверхности грунта на расстоянии одного метра от внешнего контура опорной стойки – правило применяется к угодьям, которые граничат со всеми категориями территорий, но только кроме сельскохозяйственных земель;
    • находящихся на поверхности грунта на расстоянии полутора метров от внешнего контура опорной стойки – правило распространяется на угодья, что граничат с сельхозземлями;
  4. Размеры наделов, которыми пользуется хозяйствующий субъект в течение периода проведения инженерных изысканий для составления проекта строительства воздушных трасс по передачи электричества, устанавливаются в проектных документах на проведение указанных мероприятий.
  5. Размеры угодий, которые использует хозяйствующий субъект в момент реконструкции, ремонта либо строительства воздушных трасс по передаче электричества, являются земельной полосой, которая проходит вдоль трассы электропередач. Ширина такой полосы не должна превышать расстояния в два метра между осями крайних фаз.

В завершение статьи следует остановиться на нескольких ключевых моментах:

  1. Описание и виды земель энергетики утверждены 89-й статьёй ЗК.
  2. На территорию энергетики распространяется земельное налогообложение по ставке 1,5%.
  3. Правила определения размеров угодий энергетики утверждены положением №486.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям энергетики

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Аркадий. Я представитель горсовета города Сургут. В посёлке, находящемся в 5 км от города, построена гидроэлектростанция.

Читайте также:  Бытовая характеристика от соседей с места жительства: описание документа и содержание

Электроэнергия, вырабатываемая станцией, будет направлена на обеспечение деятельности крупных городских предприятий. Линия электропередачи от станции к городу будет проложена через лесной массив.

У меня возник вопрос: можно использовать земли лесного массива под установку столбов для электрической линии?

Ответ: Здравствуйте, Аркадий. Территория лесного фонда может быть использована под строительство трассы электроснабжения. Однако такие участки, на основании ЛК (лесной кодекс) России (статья 63) должны быть переведены из группы «лесных земель» в категорию наделов энергетики.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/vidy-zemel-specialnogo-naznacheniya/zemli-energetiki/

Земли энергетики

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Категории земель » Земли энергетики

  • Земли, которые предназначены для удовлетворения нужд энергетической сферы, используются для размещения и эксплуатации недвижимых и технических объектов энергетики.
  • Содержание
  • Государственная территория России разделена на определенные участки, которые классифицируются не только в зависимости от прав собственности, но и отличаются между собой своим специфическим целевым использованием.

Энергетическая сфера требует наличия мощной технологической базы, штата квалифицированных сотрудников, а также собственных земельных активов.

Особый класс территорий представляют собой земли энергетики, использование которых предусматривает соблюдения определенных экологических, технологических и производственных требований.

Понятие и подвиды земель энергетики

Энергетика является незаменимой областью для нормального функционирования и развития любого государства, поэтому Правительство Российской Федерации всячески способствует обеспечению данной отрасли необходимыми ресурсами, производственной базой, аппаратом руководства, а также земельными территориями. Земли энергетики – это такая категория государственных земельных активов, к которой относятся все территории, которые:

  • используются для обеспечения нормальной деятельности недвижимых и технологических энергетических объектов;
  • применяются для оптимальной эксплуатации и управления объектами энергетики.

Целевое предназначение данных земель ограничивается использованием исключительно для развития и функционирования любой деятельности в сфере энергетики. Права собственности на данные территории могут принадлежать лицам и субъектам, предусмотренным действующим земельным законодательством.

  1. Земли, которые предназначены для удовлетворения нужд энергетической сферы, выступают в качестве пространственного операционного базиса для размещения и эксплуатации недвижимых и технических объектов энергетики. В соответствии с такой специализацией существует несколько разновидностей энергетических территорий:
  2. 1. Зоны, в пределах которых базируются объекты, которые относятся к электросетевому хозяйству, или прочие объекты, которые предусмотрены законодательными актами об особенностях функционирования энергетической отрасли в государстве;
  3. 2. Территории, которые используются для строения и эксплуатации различных энергетических объектов:
  • атомных станций;
  • ядерных установок;
  • гидроэлектростанций;
  • тепловых станций;
  • пункты хранения радиоактивных веществ;
  • объектов, которые обслуживают электрические станции и дополнительные учреждения;

А также как:

  • места хранения радиоактивных отходов;
  • базы, которые используются для хранения ядерных материалов;
  • пункты хранения радиоактивных веществ.

Порядок установления охранных зон объектов по производству электрической энергии

Недвижимые, технические и обслуживающие объекты сферы недвижимости предусматривают повышенные показатели опасности для местного населения, а также экологического состояния территорий. Поэтому законодательством предусмотрена установка специальных охранных зон, целью расположения которых является:

  • поддержание безопасной работы энергетических установок;
  • обеспечение безаварийного функционирования объектов энергетики;
  • сохранение безопасности эксплуатации объектов электрической энергетики для населения и окружающей среды.

Данные зоны характеризуются особыми условиями эксплуатации земельных территорий, что не зависит от их категориальной принадлежности. Специальное постановление регламентирует основные правила в отношении охранных зон:

  • определяет порядок установления охранных участков;
  • утверждает границы соответствующих зон;
  • указывает особые условия для использования земельных участков, которые находятся в пределах охранных территорий.

Решение об установлении территориальных границ охранного участка находится в компетенции государственного ведомства по осуществлению экологического, технологического и атомного контроля. Основаниями для вынесения соответствующего решения являются:

  • заявление от имени лиц и учреждений, которые являются владельцами конкретных территорий, содержащее просьбу об установлении границы охранных участков;
  • карта или план данного территориального объекта с указанием границ при условии соблюдения всех правил землеустройства.

Заявление должно подаваться в срок не более 15 дней с момента ввода в использование энергетического объекта, а решение ответственного исполнительного органа должно приниматься в течение 15 дней с момента предоставления заявления.

Требования, касающиеся энергетических объектов

Процесс строительства предусматривает соблюдение определенных юридических требований, выполнение которых является обязательным и способствует сохранению окружающей среды.

При выполнении проектирования, поиска территорий для размещения, строительства, а также эксплуатации любых объектов энергетической сферы важно соблюдение общих требований, предусмотренных экологическим законодательством.

Помимо этого, строительство различных видов энергетических объектов регламентируется специальными правилами:

  • Строительство тепловых электростанций требует использования безопасных видов топлива, оснащения установки очистительным оборудованием от вредоносных выбросов и безопасного захоронения производственных отходов;
  • При размещении атомных электростанций, прочих ядерных установок и хранилищ должна осуществляться надежная охрана окружающей природы от радиационного воздействия, важно соблюдать нормы выполнения технологических процессов. Важным элементом является государственной контроль соблюдения мер безопасности для местного населения и окружающей среды;
  • Проектирование и возведение гидроэлектростанций должно учитывать потребности населения и промышленности конкретной местности в количестве производимой электрической энергии. Размещение таких объектов должно предусматривать сохранение водных, лесных, земельных и биологических природных объектов, безопасность естественных природных комплексов и ландшафтов.

Запрет для некоторых территорий на размещение на них объектов энергетики

Определенные государственные территории предусматривают запрет на размещение в их пределах различных энергетических объектов. Правительственными постановлениями утверждаются перечни запрещенных видов деятельности, выполнение которых недопустимо на территориях с особыми природными и экологическими условиями.

Уникальные природные комплексы не предусматривают размещения атомных электрических станций и использования ядерных ресурсов в пределах их локализации.

Запрещено также системное производство, сбор и последующее распределение электрической энергии на специальных установках, мощность которых превышает 100 МВт. Незаконной является деятельность, связанная с поставками полученной электрической энергии за пределы особых экологических зон.

Правовой режим и эксплуатация электроэнергетических систем

Правовой режим земель энергетики устанавливается специальным законодательством, разработанным для энергетической сферы. В соответствии с данной документацией, электроэнергетические системы – это все объекты, которые обслуживают сферу электрической энергетики и включают потребительские установки для приема произведенной электрической энергии.

Режим эксплуатации таких объектов должен соответствовать единому технологическому процессу при выполнении основных технических этапов:

  • Производства электрической энергии;
  • Передачи полученных ресурсов потребителям;
  • Потребление электрической энергии. Данный этап должен контролироваться централизованным оперативно-диспетчерским управлением.

Правовой режим земель энергетики включает в себя и субъекты данной сферы, в качестве которых выступают лица, осуществлявшие деятельность в сфере производства электрической, тепловой и различных видов энергии.

Субъекты сферы осуществляют приобретение и продажу энергетических ресурсов, осуществляют снабжение электричеством потребителей, оказывают услуги по передаче ресурсов, распределению и управлению процессом потребления.

Важным элементом эксплуатации электроэнергетических систем субъектами является организация процесса покупки и продажи энергетических ресурсов и мощностей.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-energetiki.html

Все о землях энергетики: что это такое и как они используются

Для нужд энергетики выделяются отдельные земельные участки (ЗУ). На них могут проводиться определённые виды работ, ограниченные специальным перечнем, и регулирующиеся законодательными нормами.

Что это такое?

Такие ЗУ предоставляются для нижеследующего:

  • размещения ГЭС, АЭС, ТЭЦ и иных энергопредприятий;
  • использования электросетевого хозяйства;
  • обслуживающих их предприятий;
  • свалок радиоактивных отходов.

Перечисленные и аналогичные виды работ, допускающиеся на обозначенных участках, регулируются нормами статей 87 и 89 ЗК РФ.

Читайте также:  Какой штраф за мытье машины во дворе жилого дома грозит владельцу?

Понятие и общая характеристика

Обозначенные земли – это объект земельной недвижимости, выделенный государством следующим участникам земельных отношений:

  • муниципальным образованиям;
  • предприятиям и организациям;
  • поставщикам услуг.

Также выступает видом целевого назначения, ориентируя правообладателя ЗУ на использование земли только для нужд энергетики, или для сопутствующей деятельности по эксплуатации энергетических предприятий или электросетевого хозяйства.

Такие земли должны обладать соответствующими характеристиками, связанными с формой эксплуатации:

  • находиться за чертой города, кроме объектов сетевого хозяйства;
  • окружаться охранной зоной;
  • не допускать затопления от прилегающих водоёмов;
  • не располагаться в сельскохозяйственных массивах;
  • не занимать участки почв с высокими свойствами плодородия и иными уникальными свойствами.

Из-за повышенной опасности такие участки должны выделяться специальными знаками, которые недопустимо самостоятельно убирать или перемещать.

Земли энергетики являются видом разрешённого использования, входя в состав категории земель промышленности и специального назначения. Право пользования ими возникает у субъектов, участников земельных отношений, в силу рода деятельности, которая соответствует целям энергетики.

Подразделяется на виды использования:

  1. зоны расположения отраслевых предприятий;
  2. земли, использующиеся для расположения и эксплуатации электросетевых объектов;
  3. свалки и захоронения производственных отходов.

Земли под отраслевыми предприятиями предусматривают расположение таких крупных предприятий энергетики, как нижеследующие:

  • гидроэлектростанции;
  • атомные станции;
  • теплостанции;
  • ядерные установки;
  • объекты и сооружения, которые обслуживают предприятия энергетики.

Земля под отраслевыми предприятиями занимает обширные территории. Как правило, в приближении к этой территории располагаются зоны населённых пунктов, где проживает персонал предприятий. Обязательные требования – наличие промежуточной охранной зоны, которую нельзя занимать под застройку.

Эксплуатация земель охранной зоны происходит только на основании Правительственных постановлений и распоряжений, где отдельно для каждого предприятия устанавливается регламент использования охранной зоны.

ЗУ предназначенные для нужд электросетевого хозяйства могут выделяться не только из состава земель специального назначения, но и выделяться из состава земель других категорий, так как предназначаются для обслуживания населённых пунктов, сельскохозяйственных комплексов, обеспечивая их электроэнергией. Их выделение из других категорий происходит на основании проекта межевания.

Допускают использование в соответствии с установленными мерами безопасности эксплуатации. Обязательно учитывают нормы максимальной и минимальной нагрузки на линии электропередач, соблюдая регламент использования поверхности земли при подземных коммуникациях, а также – при установке определённого количества опор при проведении воздушных линий электропередач.

К этому виду участков относятся и ЗУ, использующиеся как свалки радиоактивных отходов. При их организации применяются санитарные нормы, обязывающие формирование зон отчуждения и соответствующих охранных мероприятий, во избежание распространения радиации в окружающую человека и природную среду.

Правовой режим и положение

Кроме Земельного кодекса, правила использования таких массивов регулируются Постановлениями Правительства, Федеральными законами, нормативными актами и локальными распоряжениями.

За использованием земель, соблюдением мер безопасности и природоохранных мер, ведётся систематический надзор.

Его осуществляют Службы Роспотребнадзора, СЭС, МЧС и другие уполномоченные инстанции и ведомства.

  • Главным контролирующим и надзорным органом выступает Ведомство по осуществлению экологического, технологического и атомного контроля.
  • По заявлениям и жалобам граждан проводятся проверки за соблюдением норм безопасного использования таких земель.
  • Законодательство регламентирует установку специальных охранных зон, с целью:
  • поддержания безопасной работы энергоустановок;
  • обеспечения безаварийной службы объектов энергетики;
  • безопасности их эксплуатации для населения и природной среды.

Специально изданный Федеральный закон «об охране окружающей среды», в статьях 40, 47, 48 регламентирует основные правила в отношении охранных зон:

  1. определяет порядок их установления;
  2. утверждает их границы;
  3. определяет условия использования ЗУ, находящихся в их пределах.

Объекты и предприятия, необходимые для обслуживания населённых пунктов, располагаются на территориях, выделенных из земель населённых пунктов, специальным распоряжением.

Собственником земель могут являться как государство, так и муниципальное образование, которому массивы переданы в постоянное бессрочное пользование. Но в этом случае муниципалитет даёт полный отчёт государственным структурам, курирующим их целевое использование и соблюдение норм и правил эксплуатации.

Охранные зоны или участки, используемые под опоры линий передач, могут изыматься муниципалитетом в связи с государственными нуждами, путём замены ЗУ или его выкупа. В некоторых случаях ЗУ принадлежат юридическим или физическим лицам, на них налагается обременение в виде публичного сервитута.

Разрешённое и запрещённое использование

На таких землях можно строить отраслевые предприятия, удовлетворяющие энергетические нужды населённого пункта или государства. В зоне расположения предприятия недопустимо развивать инфраструктуру, доступ третьих лиц на территорию предприятия полностью закрыт. Допускается сформировать лишь самые необходимые удобства для организации быта сотрудников:

  • столовые и буфеты;
  • душевые комнаты, санузлы;
  • бытовки и комнаты отдыха;
  • медицинские и аптечные пункты.

При размещении объектов электросетевого хозяйства, в зависимости от его типа, может разрешаться или запрещаться беспрепятственное прохождение или проезд.

Но ни в коем случае нельзя проводить работы, которые могут повлечь:

  1. повреждение подземного кабеля;
  2. разрыв проводов;
  3. изменение положения опор.

К таким работам могут относиться как строительство, так и обработка почвы в непредусмотренных местах, а также проезд транспортных средств под линиями передач или вблизи опорных столбов, при условии допустимости их повреждения.

Управление земельной собственностью – условие эффективного использования земельного ресурса. Проводится федеральными и муниципальными уполномоченными инстанциями, а также – Ведомством по экологическому, технологическому и атомному контролю. В управлении могут принимать участие должностные и уполномоченные лица, а также – инициативные граждане, выступающие с предложениями.

Мониторинг – существенная часть процесса управления, ориентированная на проблему влияния использования массива на экологическое состояние окружающей среды. Мониторинг проводится Росреестром согласно статье 67 ЗК РФ. Его задачи следующие:

  • изучение состояния почв, используемых под земли энергетики;
  • изучение состояния почв, используемых под охранные зоны;
  • изучение состояния прилегающих почв, влияние на них проводимых работ;
  • получение данных о качестве плодородного слоя;
  • их заражённость радиацией, радиус её распространения;
  • возможность дальнейшего их использования под нужды транспорта;
  • влияние отраслевой деятельности на окружающую экологию;
  • степень эффективности продолжения их использования по назначению.

Полученные данные передаются в уполномоченные инстанции, где принимаются ответственные решения по использованию земельного массива или по введению изменений в порядок их использования. На этом же основании разрабатываются меры по охране окружающей среды на прилегающих территориях.

Земли энергетики управляются по преимуществу Постановлениями Правительства, на которые опираются последующие акты законодательства.

Эта категория земель ограничена в обороте. Поэтому ни в коем случае не допускается передача в собственность или в аренду земли:

  • используемой для нужд атомной и ядерной энергетики;
  • под гидростанции;
  • под атомные и ядерные хранилища;
  • под свалки атомных отходов.

Частично или полностью допустим выкуп земель учредителями электросетевых хозяйств, теплоэлектростанций и компаниями – представителями сопутствующих услуг. А также оформление их в аренду у государства или муниципального образования.

Земли энергетики – целевое назначение категории земель промышленности и спецназначения. Используются только по целевому назначению, с обязательным соблюдением установленных норм, правил эксплуатации и мер безопасности. Принадлежат государству или муниципалитетам. В определённых случаях предусматривают аренду, выкуп или обременение сервитутом.

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/spetsialnoe-naznachenie/energetiki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector