MICE-менеджерMICE-менеджерMICE-менеджер, или менеджер по деловому туризмуДеловой туризм по роду и функциональным особенностям вполне справедливо относится к категории туристских мероприятий. Но в русском словосочетании „деловой туризм“ изначально заложено противоречие: ведь туризм — это, прежде всего, отдых. Поэтому все чаще менеджеров и отделы по деловым поездкам называют английскими терминами MICE или business travel. Business travel — обеспечение клиентов билетами и гостиницами, то есть обслуживание командировок, за содержание которых агентство не отвечает. Аббревиатура MICE — первые буквы английских слов Meeting, Incentive, Corporate, Events. Из них пояснения, наверное, требуют только два. Incentive с английского переводится как мотив, побуждение, то есть речь идет о стимулирующих, поощрительных поездках коллектива фирмы, как правило, на отдых. Corporate — корпоративные поездки, тоже организуемые фирмами, но больше для дела: конференции, обучение, тимбилдинг, тренинги и т. д. Общее описаниеПримерно к 1992 году можно отнести образование первых туристических агентств, предоставляющих услуги по организации командировок для корпоративных клиентов. Услуги эти подразумевают, что агентство обеспечивает авиа и ж/д билеты, оформляет визы, бронирует гостиницы и трансфер. Те туристические компании, которые вплотную занимались обслуживанием деловых поездок частных лиц и корпоративных клиентов, в своей структуре выделяли специальные подразделения по деловому туризму или business travel, то есть обслуживание командировок, за содержание которых агентство не отвечает. Позже, Мария Костылева, директор по развитию CityStaff, рассказывает: «Обычно менеджер по деловым поездкам и менеджер MICE — это две разные должности отдела Business Travel. Но во время кризиса, когда были сильно урезаны корпоративные бюджеты и в агентствах было мало корпоративных заявок, один человек совмещал функционал обеих должностей». ОбразованиеСпециализированное высшее образование в туризме можно получить сейчас как в профильном государственном вузе, например, в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТиС), так и в экономических государственных вузах, где ввели эту специальность Мария Костылева говорит: «В нашей стране в высших учебных заведениях специальность „Менеджер по туризму“ существует относительно недавно, и качество такого образования, к сожалению, сегодня не самое высокое. Поэтому работодатель, как правило, не заявляет в параметрах вакансий наличие профильного образования в туризме. Обычно обязательным требованием является любое высшее образование. Что касается MICE-менеджеров, квалификация которых должна включать знания по организации мероприятий для больших групп (от 100 до 1000 человек), то высшего образования по event-менеджменту, а тем более по MICE-менеджменту, у нас в стране пока нет, поэтому важную роль играет накопленный опыт по проектам». Профессиональные сертификаты и аттестацииДля работы в туризме необходимо знание Смежные карьерыВ сферу MICE и делового туризма вполне можно перейти из массового туризма, если у кандидата накоплен хороший опыт по работе с партнерами по всему миру. По мнению Марии Костылевой, event-менеджеры, вывозившие компании на корпоративы в Подмосковье, также вполне могут претендовать на должность MICE-менеджера по России и СНГ. А вот администраторов и офис-менеджеров, которые бронировали визы, гостиницы и билеты для руководства, и сотрудников внутри офиса вряд ли примут на работу в туристическую компанию в отдел бизнес-поездок. Функциональные обязанностиМенеджер по деловым поездкам — это обычно менеджер по туризму с большим опытом работы по нескольким направлениям или по всему миру. Он должен хорошо знать рынок партнеров-туроператоров, системы Навыки/Личные качестваОбычно в компаниях разделяют менеджеров MICE по зарубежью и менеджеров MICE по России и СНГ. Особенностью профессии является то, что она сопряжена с частыми командировками. Бывает необходимо сопровождать группы на конференции, семинары, конгрессы, то есть быть участником корпоративных выездов. «Кроме того, — добавляет Мария Костылева, — MICE-менеджер зачастую совмещает еще и функции От MICE-менеджера требуется:
При этом человек должен обладать долей креатива, чтобы предложить клиенту нестандартную программу и выгодно выглядеть на фоне конкурентов. И часто после поездки MICE-менеджер должен составить релиз-отчет для размещения информации на сайте компании и в СМИ. Краткая характеристика «идеального кандидата»По мнению Марии Костылевой, идеальный кандидат отдела Business Travel должен обладать знанием отельной базы по всему миру, знать особенности оформления виз, авиабилетов, страховок, трансфера в разные страны, свободно владеть английским языком, иметь опыт организации мероприятий и вывоза из страны больших групп (до 1000 человек). Специалист должен уметь быстро и соблюдая обещанные сроки предоставить предложение клиенту, уметь его заинтересовать и презентовать услуги агентства наилучшим образом, обладать высокой работоспособностью и хорошими организационными навыками, чтобы быстро решить все вопросы клиента, находясь на месте или Плюсы и минусы в профессииЧтобы решать эффективно множество организационных вопросов одновременно, квалификация и интеллектуальные способности менеджера отдела Business Travel должны быть очень высокими. Таких менеджеров очень не хватает, и на них наблюдается сегодня устойчивый спрос. Но, к сожалению, когда наступают кризисные времена и заказов от клиентов становится на порядок меньше, такие менеджеры вынуждены переходить в смежные области — в массовый туризм или в event-агентства. Также не все выдерживают такой ритм работы и постоянные командировки. Оплата трудаЧем больше проектов в багаже менеджера, тем дороже он стоит. Комиссия агентства по MICE-проектам обычно выше, чем у специалиста по обслуживанию командировок, поэтому зарплаты и процент от проекта у MICE-менеджера (как у линейного специалиста) обычно самые высокие в сфере туризма. Мария Костылева рассказывает: «Кроме достаточно высокого фиксированного оклада в 40 - 60 000 рублей, в зависимости от квалификации, MICE-менеджер получает еще ПерспективыПравительство РФ выделило 96 млрд. руб. на развитие внутреннего туризма, поэтому есть надежда, что увеличится количество корпоративных выездов, а также конгрессов, конференций, выставок по России. Некоторые европейские страны, а также Бразилия, отменили в этом году визы для россиян, упростив таким образом выезд из страны. Значит, будет спрос на специалистов, организующих подобные программы и делающих выезд сотрудников клиента комфортным, полезным и интересным. Источник: http://planetahr.ru |