Виды признания в международном праве: информация от профессиональных юристов

Определение 1

Признание в международном праве (международно-правовое признание) представляется формальным актом (либо действием) государства, который констатирует какой-то определенный факт, с которым это государство видит связь наступления конкретных юридических последствий в области международных взаимоотношений. В соответствии с международным правом это является признанием существующими государствами вновь образованных государств либо правительств или же иных органов, которое позволяет устанавливать им официальные либо неофициальные, полные либо неполные, постоянные или временные взаимные отношения.

Исторически образованы теории признания:

  1. декларативная;
  2. конститутивная.

Рассмотрим их особенности.

Теории признания

Декларативная теория исходит из того, что государство считается субъектом международно-правовых отношений с момента собственного появления.

Признание не может наделять государство правосубъектностью международного типа, а только может констатировать эту правосубъектность, оно может способствовать входу нового государства в систему межгосударственных взаимных отношений.

Представителем данной теории является Мартенс.

Виды признания в международном праве: информация от профессиональных юристов

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Конститутивная теория базирована на совершенно противоположном положении, согласно которому образование государства не равно образованию субъекта международного права; им оно может становиться лишь после получения признания от иных государств. Эта теория поставила международную правосубъектность государств в зависимость от их признания иными государственными образованиями.

Непризнанное государство находится как бы снаружи от круга международного общения из-за отсутствия возможности реализации собственных основных прав и обязанностей, установлении стабильных межгосударственных отношений. Признание, этим образом, «собирало» государство как международно-правовой субъект. Данная теория оправдала весь произвол и вмешательство во внутренние дела появлявшихся государств.

Представителями данной теории являются:

От этой концепции отталкивался Парижский конгресс 1856 года, утвердив существование зависимости выхода государства на международную сцену от дачи согласия на это мощнейших держав.

Именно этим путем «допустили» Турцию на этом конгрессе к сотрудничеству со странами Европы. Широкую известность обрела непростая история признания РСФСР, а позже СССР, которая растянулась на многие годы.

После образования в 1949 году КНР западные государства, во главе с США, большое количество лет отказывались признавать ее.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodnoe_pravo/teorii_priznaniya_v_mezhdunarodnom_prave/

11.Международно-правовое признание: понятие, виды, теории

  • Международно-правовое
    признание
     —
    это акт государства, которым оно считает
    целесообразным вступить в юридические
    отношения с признаваемой стороной.
    Такой стороной может быть:
  • вновь
    возникшее государство;
  • новое
    правительство;
  • нация
    или НОД, борющиеся за независимость;
  • восставшая
    или воюющая сторона;
  • международная
    организация.

Признание
обычно выражается в том, что государство
или группа государств обращаются к
правительству возникшего государства
и заявляют об объеме и характере своих
отношений с вновь возникшим
государством. Такое
заявление, как правило, сопровождается
выражением желания установить с
признаваемым государством дипломатические
отношения и обменяться представительствами.

  1. Различают
    две доктрины
    (или теории) признания
    :
  2. конституитивную
    — признание рассматривается как
    конституирование нового субъекта
    международного права;
  3. декларативную
    — признание есть констатация факта
    появления нового субъекта международного
    права.

Конститутивная
теория
 исходит
из того, что если нет признания, то нет
и субъекта международного права.
Следовательно, отсюда делались и делаются
далеко идущие политические, экономические,
военные, дипломатические выводы в
отношении непризнанного государства.

Конститутивная
теория несовместима с международным
правом, поскольку она игнорирует тот
факт, что государство еще до признания
пользуется всеми правами и обязанностями,
вытекающими из принципа суверенитета.

Эта теория откровенно ставит права и
обязанности вновь возникшего государства
в зависимость от воли «старых» членов
сообщества государств.

Непризнание
каким-либо государством другого
государства вовсе не означает, что оно
может не считаться с правами государства,
которое им не признано.

Декларативная
теория
 признания
заключается в том, что признание лишь
констатирует возникновение нового
субъекта международного права. Признание
предполагает внутреннюю независимость
вновь возникшего государства, но не
создает его. «Государство возникает и
существует самостоятельно,— писал Ф.
Ф.

Мартене — Признанием его лишь
констатируется его рождение».

Жизнеспособные государства, возникшие
в результате реализации права наций на
самоопределение, а также жизнеспособные
правительства, пришедшие к власти в
результате свободного волеизъявления
народа, «будут существовать независимо
от того, пользуются ли они признанием
или нет».

Новое
государство имеет право на международное
признание. Такое право основывается на
общепризнанных принципах равенства и
взаимной выгоды, уважения суверенитета,
территориальной целостности и
невмешательства во внутренние дела.

  • Российское
    международное право всегда стояло и
    стоит на позициях декларативной доктрины
    признания.
  • Формы
    международно-правового признания
  • К
    формам признания международного права
    относятся:
  • 1)  
     юридическая форма
    ,
    которая выступает в двух видах:
  • де-юре
    (dejure) — признание полное, окончательное
    и официальное: устанавливаются официальные
    отношения, признается право государства
    распоряжаться своим имуществом, вкладами
    и другими ценностями, находящимися за
    границей, иммунитет от юрисдикции
    иностранных судов. Признание де-юре
    влечет за собой, как правило, установление
    дипломатических отношений;

де-факто
(defacto) — когда по соглашению устанавливаются
отношения в одной из областей международных
связей государств (консульские,
торгово-экономические). Носит временный,
переходный характер.

Признание де-факто
— выражение неуверенности, что данное
государство или правительство достаточно
долговечны или жизнеспособны.Этот вид
признания может быть реализован,
например, путем участия признаваемых
субъектов в международных конференциях,
многосторонних договорах, международных
организациях.

Например, в ООН есть
государства, которые не признают друг
друга, но это не мешает им нормально
участвовать в ее работе.

2)   
фактическая форма
,
или признание (adhoc) — признание в каждом
конкретном случае и только для него.
Эта форма признания не создает юридической
базы для будущих отношений. Государства
или правительства вступают в официальный
контакт друг с другом вынужденно, для
решения каких-либо конкретных вопросов,
но вместе с тем не желают признавать
друг друга.

  1. Виды
    признания:
  2. традиционные
    виды признания: признание государств,
    признание правительств;
  3. предварительные
    (промежуточные): признание наций,
    признание восставшей или воюющей
    стороны, признание сопротивления,
    признание правительства в эмиграции.
  4. Предварительные
    виды признания применяются в ожидании
    дальнейшего развития событий, которые
    могут привести либо к созданию нового
    государства, либо к стабилизации
    положения в стране, где власть была
    захвачена революционным путем.

Источник: https://studfile.net/preview/4269134/page:2/

Институт признания в международном праве

  • Реферат: Институт признания в международном праве
  • Институт признания в международном праве
  • Содержание
  • 1. Институт признания в международном праве
  • 1.1 Понятие, виды и способы признания в международном праве
  • 1.2 Международно-правовое признание государств
  • 1.3 Международно-правовое признание правительств
  • 1.4 Признание органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны
  • 1.5 Формы признания и их юридические последствия
  • Список использованных источников
  • международное право признание
  • 1. Институт признания в международном праве
  • 1.1 Понятие, виды и способы признания в международном праве
  • Термин «признание» в международном праве применяется в связи с появлением каких-либо новых субъектов, фактов, ситуаций. В этой связи для того, чтобы можно было говорить о международно-правовом признании, необходимо одновременное наличие двух компонентов:
  • 1) одностороннего акта (заявления) государства;

2) нового субъекта, факта, ситуации, т.е. какого-либо изменения на международной арене.

Рассматриваемая тема является логическим продолжением темы «субъекты международного права», так как в большинстве случаев вопрос о признании возникает именно в отношении новых субъектов международного права, прежде всего государств.

Иногда говорят и о признании международных межправительственных организаций со стороны государств, в них участвующих, что, однако, вряд ли уместно. Подобное признание не выражается официально (публично), а подразумевается в силу того, что сами эти страны создали данную организацию.

Третьи государства (не являющиеся членами организации) также могут «признать» международную организацию, заключив с ней договор и т.п. Вместе с тем, например, Международный Суд ООН в своем консультативном заключении по вопросу о возмещении убытков, возникших на службе ООН, от 11 апреля 1949 г.

отметил, что ООН обладает объективной международной личностью (правосубъектностью), которая не нуждается в формальном признании со стороны государств.

Международно-правовое признание может трактоваться как в узком, так и широком смысле. В первом случае речь идет только о признании субъектов международного права: признание — это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права.

В широком смысле под международно-правовым признанием понимается акт государства, посредством которого оно констатирует наличие определенного юридически значимого факта или ситуации либо выражает свое согласие с юридически значимыми и международно-правомерными действиями других субъектов.

В обоих случаях признание позволяет установить с соответствующим (признанным) субъектом определенные отношения, которые тем не менее могут быть как официальными, так и неофициальными, как постоянными, так и временными.

Признание в большинстве случаев представляет собой односторонний акт (заявление) государства. Тем не менее в практике международных отношений известны случаи, когда декларация о признании включалась в текст договора между государствами.

Нормы, регулирующие вопросы признания, образуют совокупность, представляющую собой самостоятельный международно-правовой институт. Следует, однако, отметить, что вплоть до настоящего времени институт признания все еще не кодифицирован.

Объясняется это, по мнению профессора И.И. Лукашука, главным образом, тем, что рассматриваемый международно-правовой институт «особенно тесно связан с политикой, а также тем, что с переменами в международной системе меняется его содержание».

Поэтому неудивительно, что неоднократные попытки Комиссии международного права ООН кодифицировать относящиеся к данному институту нормы так ни к чему и не привели.

В этой связи процесс международно-правового признания и в наши дни осуществляется исключительно на основе практики государств, сложившейся за достаточно длительный период времени.

Важное значение, которое придается международно-правовому признанию, обусловлено пока еще «несовершенной» природой самого международного права. Там, где процедура признания соответствует установившимся правовым обычаям, серьезных проблем, как правило, не наблюдается.

Однако в тех случаях, когда политические или идеологические мотивы влияют на окончательное решение о признании (непризнании) того или иного государства, правительства, каких-либо территориальных изменений, сложности могут возникать.

Вся предшествующая история, а также современная практика международных отношений демонстрируют примеры подобных проблем (вопросы, связанные с признанием (непризнанием) КНР, Израиля, СССР, ГДР, Тайваня, Косово 1, Абхазии, Южной Осетии и др., с участием БССР и УССР в ООН и т.п.).

Так как международное право пока еще не в состоянии исключить подобного рода коллизии, чрезвычайно важно, чтобы правовое положение непризнанных субъектов (ситуаций), было четко определено, выяснено. В любом случае непризнание ни при каких обстоятельствах не должно означать того, что государства свободны в использовании силы против субъекта, которого они не признают.

В доктрине международного права общепринятым является деление признания на несколько видов. При этом различают основные и переходные виды признания. К основным видам признания относят:

  1. — международно-правовое признание государств;
  2. — признание правительств.
  3. Переходными видами признания являются:
  4. — признание органов национального сопротивления (освобождения);
  5. — признание восставшей (воюющей) стороны.

Вышеприведенное деление признания на виды является условным и основано на критерии признаваемого субъекта (т.к. таковых может быть несколько). Что касается признающего субъекта, им всегда выступает только государство.

Читайте также:  Возможен ли брак между двоюродными родственниками по закону

По состоянию на март 2010 г. Косово официально признали в качестве суверенного и независимого государства 65 стран.

1 из 6 След. стр. →

Источник: http://law.pp.ru/mejdunarodnoe-pravo/institut-priznaniya-v-mezhdunarodnom-prave

Формы признания и их юридические последствия

В международном праве существуют следующие формы признания: de jure (юридическое, де-юре), de facto (фактическое, де-факто) и признание ad hoc (на конкретный случай, в данном контексте, для конкретной цели).

Различие между данными формами признания — в объеме и характере правоотношений между признающим и признаваемым субъектами. Основания и случаи предоставления той или иной формы признания нормативно не урегулированы.

Исходя из сложившейся практики, предоставление конкретной формы признания обусловлено преимущественно политическими мотивами признающего государства.

В международно-правовой литературе признание de jure и признание de facto относят к официальным формам признания, в то время как признание ad hoc считается неофициальным признанием.

Признание de jure является полным и окончательным. Это наиболее распространенная в практике международных отношений форма признания.

Оно предоставляется дестинатору признания, когда у признающего государства нет сомнений в его законности или жизнеспособности, когда признающее государство намерено установить дипломатические отношения с признаваемым государством и осуществлять с ним всестороннее сотрудничество в различных областях.

Данная форма признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по различным вопросам, в том числе политическим и экономическим, и в целом посредством осуществления сотрудничества между государствами в полном объеме.

Признание de facto, в отличие от признания de jure, не является полным и окончательным. Более того, оно, как правило, является временным, носит ограниченный характер.

Признание de facto предоставляется, когда дестинатор признания считает себя временным образованием либо когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности и стабильности нового правительства или государства.

Данная форма признания реализуется, например, посредством участия признаваемых субъектов в международных организациях и международных конференциях, заключения многосторонних договоров.

Правовым последствием признания de facto может выступать установление консульских отношений между государствами, в то время как дипломатические отношения в условиях признания de facto, как правило, не устанавливаются. Известным случаем признания государства de facto является признание Израиля Великобританией в 1948 г.

Признание de jure может быть как явно выраженным (когда в соответствующем документе четко закреплено намерение признать de jure), так и подразумеваемым (о чем свидетельствует установление дипломатических отношений, заключение двустороннего договора). Признание de facto же, как правило, всегда явно выражено.

В документах о признании (например, дипломатических нотах государств, заявлениях правительств и др.) нередко прямо указывается форма признания. Так, в ноте Председателя Высшего национального совета Камбоджи от 27 декабря 1991 г.

, адресованной Председателю Верховного Совета Республики Беларусь, было указано, что «Высший национальный совет Камбоджи заявляет о признании de jure Республики Беларусь суверенным, независимым и территориально целостным государством ».

Четкое различие между признанием de jure и признанием de facto всегда вызывало определенные трудности.

Считается, что если заявлено о признании de facto, то во взаимоотношениях между признающим и признаваемым субъектами существуют какие-то проблемы (трудности).

Имеющиеся отличия признания de facto и признания de jure носят преимущественно политический характер, поскольку в правовом отношении указанные формы признания во многом весьма схожи.

В международной практике известны случаи, когда признание de facto со временем «перерастало» в признание de jure. Так, в 1919 г. США признали Финляндию de facto, а уже на следующий год заявили, что это признание переросло в признание de jure. В 1921 г. Великобритания признала советское правительство de facto, а спустя три года — в 1924 г. — de jure.

Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание на данный случай, для конкретной цели.

Это неофициальная форма признания, которая имеет место, когда, например, государства ведут переговоры по конкретному вопросу или предмету либо периодически встречаются для решения совместных проблем, но при этом не намерены официально признавать друг друга.

Иногда последствием данной формы признания выступает заключение международных договоров, на юридическую силу которых отсутствие признания влиять не должно.

Признание имеет важные юридические последствия как для признающего, так и для признаваемого государства, поскольку обеспечивает необходимые условия для развития сотрудничества между ними, дает возможность установить консульские и дипломатические отношения, способствуя, таким образом, реализации новым государством в полной мере своих международных прав и обязанностей во взаимоотношениях с другими государствами. Так, в ноте Президента ФРГ от 31 декабря 1991 г., адресованной Председателю Верховного Совета Республики Беларусь, сообщалось, что «Федеративная Республика Германия признает Республику Беларусь как независимое государство» и «готова установить дипломатические отношения с Республикой Беларусь и вступить в соответствующие переговоры». В ноте МИД Эстонской Республики сообщалось о принятии 20 февраля 1992 г. Правительством Эстонской Республики решения «о признании государственной независимости Республики Беларусь» и готовности «установить с ней дипломатические отношения, а также развивать всесторонние связи».

Установление дипломатических отношений рассматривается в настоящее время в качестве важнейшего последствия признания. При этом сам документ об установлении дипломатических отношений свидетельствует о признании государства, даже если в нем не содержится четкого заявления об официальном признании.

Необходимо подчеркнуть, что такие права, как вступление в международную организацию, участие в международной конференции, заключение многостороннего международного договора, а также осуществление других форм международного сотрудничества, принадлежат новому государству как субъекту международного права.

Их реализация не зависит от признания нового государства со стороны уже существующих государств и в свою очередь не означает такого признания и не обязывает существующие государства признать новое государство только на данных основаниях. Таким образом, признание само по себе не порождает для нового государства международные права и обязанности.

Они вытекают из международной правосубъектности государства, хотя признание может содействовать их осуществлению.

Признание правительства, как и признание государства, может быть окончательным и полным (de jure) либо временным, предварительным или ограниченным какими-то отдельными правоотношениями (de facto).

Признание de jure нового правительства осуществляется посредством конкретного заявления или следует из факта, четко означающего соответствующее намерение.

Признание de facto нового правительства следует из определенного заявления, подписания отдельных соглашений или поддержания отношений с новым правительством по текущим вопросам. Правовые последствия признания de facto в разных случаях различны и могут быть почти идентичны признанию de jure.

Дискуссионным вплоть до настоящего времени остается вопрос, тесно связанный с юридическими последствиями признания, а именно: можно ли взять обратно (отозвать) предоставленное ранее признание? Мнения специалистов по данному вопросу расходятся: одни считают, что это невозможно ни при каких обстоятельствах. Другие же полагают, что признание de facto, в отличие от признания de jure, может быть аннулировано. Например, известен случай, когда Япония в 1931 г. отобрала признание у Китая, мотивировав это тем, что Китай перестал быть «организованным народом».

Источник: https://studbooks.net/1116962/pravo/formy_priznaniya_yuridicheskie_posledstviya

Формы признания и их юридические последствия

Выделяют две формы официального признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure). Они используются как при признании государств, так и при признании правительств.

Различие между ними заключается в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях: при признании де-факто объем наступающих правовых последствий уже.

Никаких точных ориентиров и тем более норм, определяющих это различие или основания для использования одной или другой формы признания, нет. Практика показывает, что в основе их использования лежат политические соображения Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. — М.: Юстицинформ, 2006. — С. 32..

Признание де-факто выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно.

Оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, но не носит обязательный характер, в то время как признание де-юре является полным и окончательным.

Оно обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.

Хотя признание де-факто является официальным признанием, оно характеризуется как неполное.

Этой формой признания пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным.

Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. В настоящее время на практике признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

Существует также признание ad hoc. Подобное признание означает «разовое» признание, признание «на какой-нибудь случай», для решения каких-либо конкретных вопросов. Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров, причем отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться на юридической силе договора.

Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельствующих о признании (так называемое «молчаливое признание»).

Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результате революции.

Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (см. ст. 82 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.), т.к.

участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. — М.: Юстицинформ, 2006. — С. 33..

В доктрине международного права выделяют традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные или промежуточные (признание наций, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления и правительств в эмиграции).

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании нации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путем.

Итак, среди традиционных видов признания различают признание государств и признание правительств.

Признание государств, как правило, происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств.

Читайте также:  Исковое заявление об установлении факта принятия наследства: как выглядит и как составлять документ

Основным критерием признания в данном случае будут служить независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.

Вопрос о признании государства может возникнуть и при кардинальном изменении государственного и общественного строя в результате революции. Хотя отмечают, что на практике в таких ситуациях чаще прибегают к признанию нового правительства. Например, после провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики СССР признал правительство КНР, а не саму КНР.

Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. В литературе, однако, указывают на возможность признания правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем.

Основным критерием для признания нового правительства является эффективность нового правительства, под которым понимается действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое осуществление власти.

В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях.

Особым видом признания правительств, распространенным в течение Второй мировой войны, является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. На практике в большинстве случаев их признавали, хотя говорить об их эффективности в те времена было затруднительно. В настоящее время признание правительств в изгнании используется на практике довольно редко.

В ходе Второй мировой войны широкое признание держав антигитлеровской коалиции также получали органы, возглавлявшие вооруженное сопротивление населения территорий, оккупированных фашистской Германией и ее союзниками в Европе.

Важную политико-юридическую роль в этот период сыграло признание Советским Союзом и другими государствами таких органов сопротивления агрессору, как французский Комитет национального освобождения и Национальный комитет освобождения Югославии.

В середине XX в. широко распространилось признание органов сопротивления и национально-освободительных движений, которое фактически не было ни признанием государства, ни признанием правительства.

Этот вид признания отличался определенной спецификой: органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств.

Своеобразие этого вида признания состояло в том, что оно давалось не нации или народу как таковым, а именно национально-освободительным движениям, причем этот термин использовался для обозначения не самого движения, а организаций, его возглавляющих и ведущих борьбу (например, Народная организация Юго-Западной Африки — СВАПО). На практике признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи. Вопрос о признании государства возникает в том случае, если появляется новое государство в результате объединения нескольких, либо если на месте одного государства в результате его распада появляется ряд более мелких, либо если из состава какого-либо государства выделяется новое.

Поскольку признание правительства могло быть ошибочно истолковано как его одобрение другими участниками международных отношений, некоторые государства стали придерживаться политики воздержания от какого-либо официального признания правительств, что получило наименование доктрины Эстрады (по имени сформулировавшего ее в 1930 г. министра иностранных дел Мексики). По существу, как показывает практика, речь идет о молчаливом или подразумеваемом признании, поскольку обычно сохранялись дипломатические отношения или иные формы официальных контактов с новым правительством.

Помимо доктрины Эстрады существовала и доктрина Тобара, суть которой заключалась в признании эффективного правительства, даже если оно пришло к власти неконституционным путем.

В период ликвидации колониальной системы широкое распространение получила практика признания национально-освободительных движений со стороны как отдельных государств, так и межправительственных международных организаций. Например, ООН предоставила некоторым из них статус наблюдателей.

Вопрос о коллективном признании возникает по поводу членства нового государства в международных организациях, в частности в Организации Объединенных Наций. Практика ООН в этом случае не отличается единообразием и не позволяет сделать какие-либо конкретные заключения.

Так, когда Египет и Сирия объединились в Объединенной Арабской Республике, то последняя была признана членом ООН без каких-либо специальных процедур, а после распада ОАР членство в ООН сохранили и Египет, и Сирия.

Но после разделения Пакистана на два государства Пакистан сохранил свое членство в ООН, а Бангладеш был принят в ООН в качестве нового члена, и т.д.

Наконец, следует обратить внимание на ситуацию, когда признание нового государства в наше время вообще недопустимо: в случае его образования в результате вооруженной интервенции другого государства. Конкретно речь идет о положении на Кипре, где Турция с помощью своих вооруженных сил создала на части его территории марионеточное государство, никем, кроме самой Турции, не признанное.

Международно-правовое признание — формальный акт (действие) государства, констатирующий наступление определённых юридических последствий в сфере международных отношений; признание существующими государствами новых государств или правительств либо других дестинаторов признания в целях установления с ними официальных или неофициальных, полных или неполных, постоянных или временных отношений.

Источник: https://studwood.ru/1509030/pravo/formy_priznaniya_yuridicheskie_posledstviya

Виды и формы международно-правового признания

Признание – международно-правовое действие субъекта МП, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта МП

Признание в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания

Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских и иных отношений. Признание является базой для всех последующих отношений.

Относительно юридического значения признания для нового государства существует две теории:

Конститутивная и декларативная. Согласно первой, признание конституирует, порождает

Международную правосубъектность государства, превращает фактическое состояние в юридическое. При обосновании своих взглядов они ссылаются на необходимость усилить контроль международного сообщества в отношении вновь образуемых государств (без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом МП).

Декларативная теория исходит из того, что государство обретает правосубъектность в силу самого

Факта своего образования, независимо от признания. Признание лишь декларирует факт образования

Нового государства. Эта теория находит достаточное основание в современном международном праве. В силу принципа суверенного равенства все государства юридически равны независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств.

Поэтому вновь образованное государство становится субъектом международного права в силу самого

Факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права. Разумеется, новое государство само должно признавать и соблюдать эти нормы. Институт признания не кодифицирован, его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств.

Институт признания носит комплексный характер. Основной массив его норм содержится в праве международной правосубъектности, но отдельные нормы зафиксированы в праве международных договоров, праве международных организаций.

Акт признания – юридический факт, с которым международное право связывает возникновение, изменение или прекращения международных правоотношений

Формы признания:

1. Де-факте – признание официальное, но не полное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Так, в 1960 г. СССР признал де-факто Временное правительство Алжирской Республики.

Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко. Специалисты полагают, что признание de facto, в отличие от признания de jure, может быть аннулировано. Например, известен случай, когда Япония в 1931 г.

Отобрала признание у Китая, мотивировав это тем, что Китай перестал быть «организованным народом».

2. Де-юре – признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами МП международных отношений в полном объеме и сопровождается заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

Форма полного признания (де-юре) может быть явно выраженной или подразумеваемой. В первом случае речь идет о соответствующем заявлении, ноте, в которых четко выражено намерение признать де-юре. Обычно также сообщается о желании установить дипломатические отношения.

Актами подразумеваемого признания является установление дипломатических отношений, заключение двустороннего договора. Участие в многостороннем договоре или в международной организации не означает полного признания.

Признание представляется в пределах, необходимых для выполнения договора или функционирования организации. Оно прекращается с прекращением договора или выходом из него. Речь идет о специализированном признании.

Специфический вид признания ad hoc (признание на данный случай) – когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то разовые отношения (защита своих граждан, находящихся в данном государстве) при политики официального непризнания. Это не рассматривается как признание

Виды признания:

1. Признание государств — когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств. Основной критерий признания — независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти

Признание — односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, располагающего соответствующими полномочиями и компетенцией, и свидетельствующий о том, что оно рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что оно считает власть, утвердившуюся в государстве неконституционным путём, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях в качестве представителя этого государства либо населения соответствующей территории.

Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли то или иное государственное образование государством.

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

2. Признание правительства — происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства.

Но возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем. Основной критерий для признания нового правительства — это его эффективность, т.е.

Действительное фактическое обладание государственной властью. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях.

Доктрина Тобара — политическая доктрина о непризнании новых правительств, пришедших к власти антиконституционным путём (то есть после государственного переворота правительств), пока эти правительства не будут признаны населением своей страны.

Тобар предложил американским государствам подписать международную конвенцию, согласно которой они получили бы возможность вмешиваться во внутренние дела латиноамериканских стран.

В противоположность доктрине Тобара, по доктрине Эстрады, новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в специальном акте признания со стороны иностранных государств.

Читайте также:  Каков срок действия международного водительского удостоверения: порядок получения документа

Таким образом возникновение нового правительства ставит перед участниками международного общения лишь вопрос о том, вступать или не вступать с ним в дипломатические сношения.

Особым видом признания правительств является признание эмигрантских прав-в и прав-в в изгнании. Такие правительства не осуществляют эффективного контроля на территории государства, их способность брать и выполнять международные обязательства ограниченна. Признание должно предоставляться лишь в случае незаконного, насильственного изгнания правительства иностранным государством.

В годы Второй мировой войны это явление было весьма распространено. В эмиграции оказались правительства Норвегии, Польши, Бельгии, Чехословакии, территории которых были оккупированы гитлеровской Германией.

В случае неправомерной иностранной оккупации территории страны представительство в международных отношениях осуществляется законным правительством в эмиграции, а не органами, созданными оккупантом.

В середине XX в. Получило широкое распространение признание органов сопротивления и национально-освободительных движений. Это признание не было ни признанием государства, ни признанием правительства.

Органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств.

Признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи.

Организации сопротивления нередко преобразовывались в легитимное правительство после освобождения территории государства от оккупации — так, например, 2 июня 1944 года Французский Комитет национального спасения (бывшее движение «Сражающаяся Франция») переименовал себя во временное правительство Французской Республики, которое возглавил лидер Французского сопротивления генерал Шарль де Голль.

Признание восставшей (воюющей) стороны представляет собой своего рода предварительное признание, направленное на установление контактов с признаваемым субъектом.

Признание в качестве воюющей стороны предполагает, что признающее государство, исходя из наличия состояния войны, считает необходимым соблюдать нейтралитет по отношению к обеим воюющим сторонам.

В период Второй мировой войны, например, в качестве воюющей стороны признавался Национальный комитет «Сражающаяся Франция».



Источник: https://infopedia.su/1x551c.html

Признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации

Под признанием в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации с предоставлением их обладателю академических и (или) профессиональных прав.

Под понятием «иностранные документы об образовании» понимаются документы об образовании, полученные в иностранных государствах.

Наличие гражданства Российской Федерации и (или) его принятие не распространяется на процедуру признания иностранных документов об образовании (старое название – нострификация, эквивалентность). 

Академические права предоставляют обладателю иностранного образования и (или) иностранной квалификации право на продолжение обучения в образовательных (научных) организациях Российской Федерации. 

Профессиональные права предоставляют обладателю иностранного образования и (или) иностранной квалификации право на осуществление на территории Российской Федерации трудовой (профессиональной) деятельности. 

Признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, осуществляется на основании статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). 

  • В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее – международные договоры о взаимном признании), и законодательством Российской Федерации. 
  • В соответствии с частью 3 статьи 107 Закона в Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. 
  • В случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация подпадает под действие международного договора о взаимном признании или получено в иностранных образовательных организациях, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации, то оно признается на территории Российской Федерации без прохождения процедуры признания (свидетельство о признании иностранного образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации не предусмотрено) на основании части 3 статьи 107 Закона. 

Источник: http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/public_services/recognition_of_documents/

Понятие международно-правового признания. Формы и виды признания

          Понятие международно-правового признания. Формы и виды признания. 

     Под международно-правовым признанием в 
теории международного права принято 
понимать односторонний добровольный акт государства, в котором прямо 
или косвенно оно заявляет либо о 
том, что рассматривает другое государство 
как субъект международного права 
и намерено поддерживать с ним 
официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся 
неконституционным путем в государстве 
или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в 
межгосударственных отношениях как 
представитель этого государства 
либо населения соответствующей 
территории. Этот акт носит добровольный характер, что подчеркивается в определении, т.е. следует помнить о том, что 
признание является правом государства, а не его обязанностью. Хотя длительное непризнание, продиктованное откровенно политическими соображениями и 
игнорирующее реальности международной 
жизни, может стать фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения.

     Признание может быть не явно выраженным. Его 
можно усмотреть в определенных конклюдентных действиях государства (предложении установить дипломатические 
или консульские отношения, заключить 
договор о поставке и т.п.).

     Итак, признание в международном праве 
представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, при помощи которого он констатирует наличие или отсутствие юридически значимого события, факта или 
поведения субъекта международного права, соглашается с соответствующими изменениями в международном 
правопорядке и международной правосубъектности. К примеру, при помощи признания 
можно установить правоотношения между 
вышедшим на международную арену 
государством и признающим государством. Факт наличия признания означает, что государство рассматривает 
новое государство как юридическое 
лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.

     Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских 
или иных отношений.

Правоотношения признания и дипломатические, консульские 
правоотношения вытекают из различных 
норм международного права.

Признание 
как юридический факт является базой 
для всех последующих отношений 
между субъектами международного права; дипломатические и консульские 
отношения устанавливаются после 
признания.

     Акт, противоположный признанию, в литературе именуется протестом. Сущность протеста — в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого 
факта или события, в квалификации его как международно-противоправного 
деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается.

     Сами 
по себе признание и протест являются политическими актами в межгосударственных отношениях, поскольку существо события, являющегося объектом признания 
или протеста, они изменить не могут.

     Признание или отказ в признании юридически значимых событий в межгосударственных взаимоотношениях — явление обычное, распространенное и часто практикуемое государствами. Однако в международно-правовом плане акты признания или отказа не регламентированы, поскольку трудно предсказать события, могущие стать 
объектом признания или протеста, и установить условия их правомерности.

     В доктрине по вопросу признания также 
существуют разногласия и разночтения 
в амплитуде от полного отрицания 
юридического значения акта признания 
до придания ему решающего значения в деле констатации правомерности рассматриваемого события.

     Следовательно, в общем виде роль признания юридически значимых событий в международном 
общении не поддается описанию, в 
том числе в плане их юридической 
правомерности.

     В доктрине существуют две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно первой только признание придает 
адресату признания соответствующее 
качество: государству — международную 
правосубъектность, правительству — способность 
представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях.

Признание обладает правообразующим 
значением: оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны 
группы ведущих государств новое 
государство не может считаться 
субъектом международного права.

Наиболее уязвимая сторона этой теории заключается 
в том, что, во-первых, неясно, какое 
количество признаний необходимо для 
придания адресату упомянутого качества, и, во-вторых, как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным 
путем, эффективно представлять субъект 
международного права и без официального признания.

     Сущность 
декларативной теории заключается 
в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление 
и служит средством, облегчающим 
осуществление с ним контактов. В литературе распространено мнение, что декларативная теория в большей 
степени отвечает реальностям международной 
жизни.

     Иными словами, признание носит декларативный 
характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных 
правоотношений между субъектами международного права.

Статья 9 Устава Организации 
американских государств, например, гласит: политическое существование государства 
не зависит от его признания другими 
государствами.

Даже до признания государство 
имеет право на защиту своей целостности 
и независимости.

     Государства обладают международной правосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться (и пользуются) международными правами и несут 
обязанности, вытекающие, в частности, из Устава ООН, независимо от их признания другими субъектами международного права.

     Конститутивная 
теория была широко распространена до Второй мировой войны. Затем большее 
распространение получила декларативная 
теория, которой сейчас и придерживается в основном значительное число международников, в том числе и российских.

     В доктрине выделяют две формы официального признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure). Они используются как при 
признании государств, так и при 
признании правительств.

Различие между 
ними заключается в объеме правовых последствий, которые они за собой 
влекут для признающего и признаваемого 
в их взаимных отношениях: при признании 
де-факто объем наступающих правовых последствий уже.

Никаких точных ориентиров и тем более норм, определяющих это различие или основания для 
использования одной или другой формы признания, нет. Практика показывает, что в основе их использования 
лежат политические соображения.

     Признание де-факто выражает неуверенность 
в том, что данное государство 
или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно.

Оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, но не носит 
обязательный характер, в то время 
как признание де-юре является полным и окончательным.

Оно обязательно 
влечет за собой установление дипломатических 
отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических 
отношений означает признание де-юре.

     Хотя 
признание де-факто является официальным 
признанием, оно характеризуется 
как неполное.

Этой формой признания 
пользуются, когда хотят подготовить 
почву для установления отношений 
между государствами либо когда 
государство считает признание 
де-юре преждевременным.

Как правило, через некоторое время признание 
де-факто трансформируется в признание 
де-юре. В настоящее время на практике признание де-факто встречается 
достаточно редко.

     Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между 
субъектами международного права международных 
отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном 
признании и установлении дипломатических 
отношений.

     Существует 
также признание ad hoc. Подобное признание 
означает «разовое» признание, признание «на какой-нибудь случай», для решения 
каких-либо конкретных вопросов. Иногда целью таких контактов может 
быть заключение международных договоров, причем отсутствие признания в таких 
случаях не должно отражаться на юридической 
силе договора.

     Иногда 
признание выступает в форме 
действий, явно свидетельствующих о 
признании (так называемое «молчаливое признание»).

Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результате революции.

Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (см. ст.

82 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.), т.к. участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.

     В доктрине международного права выделяют традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные 
или промежуточные (признание наций, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления и 
правительств в эмиграции).

Предварительные 
виды признания применяются в 
ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к 
созданию нового государства (при признании 
нации), либо к стабилизации положения 
в стране, где власть нового правительства 
была установлена неконституционным 
путем.

     Итак, среди традиционных видов признания 
различают признание государств и признание правительств.

Признание 
государств, как правило, происходит, когда на международную арену 
выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела 
государств.

Основным критерием признания 
в данном случае будут служить 
независимость признаваемого государства 
и самостоятельность в осуществлении 
государственной власти.

     Вопрос 
о признании государства может 
возникнуть и при кардинальном изменении 
государственного и общественного 
строя в результате революции. Хотя отмечают, что на практике в таких 
ситуациях чаще прибегают к признанию 
нового правительства. Например, после 
провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики СССР признал правительство 
КНР, а не саму КНР.

     Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. В литературе, однако, указывают 
на возможность признания правительства 
без признания государства, например, в случае прихода правительства 
к власти в уже признанном государстве 
неконституционным путем.

Основным критерием для признания нового правительства является эффективность 
нового правительства, под которым 
понимается действительное фактическое 
обладание государственной властью 
на соответствующей территории и 
независимое осуществление власти.

В этом случае правительство признается единственным представителем данного 
государства в международных 
отношениях.

     Особым 
видом признания правительств, распространенным в течение Второй мировой войны, является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. На практике в большинстве случаев 
их признавали, хотя говорить об их эффективности 
в те времена было затруднительно. В настоящее время признание 
правительств в изгнании используется на практике довольно редко.

     В ходе Второй мировой войны широкое 
признание держав антигитлеровской коалиции также получали органы, возглавлявшие 
вооруженное сопротивление населения 
территорий, оккупированных фашистской Германией и ее союзниками в Европе.

Важную политико-юридическую роль в этот период сыграло признание Советским Союзом и другими государствами таких органов сопротивления агрессору, как французский Комитет национального освобождения и Национальный комитет освобождения Югославии.

Источник: https://www.stud24.ru/international-law/ponyatie-mezhdunarodnopravovogo-priznaniya-formy-i/259692-770317-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector