Земельные участки, ограниченные в обороте: понятие, нормы права, регулирование оборота земель в государстве

Время чтения: 3 минут

Согласно российским законодательным нормам, действия, связанные с использованием и охраной земель как основного достояния населения РФ, квалифицируются как земельные отношения.

Совокупность норм, которые регулируют эти правоотношения, является правовым режимом земель. Один из признаков, характеризующих наделы как объекты гражданского права, – оборотоспособность земельных участков.

Земельные участки, ограниченные в обороте: понятие, нормы права, регулирование оборота земель в государстве

Понятие оборотоспособности земель

Оборот земли в Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Гражданского кодексов РФ. Законодательные акты регламентируют порядок свободного отчуждения или перехода наделов от одного лица к другому. Это может стать результатом реорганизации юридического лица, наследования или совершиться иным способом, например, на основании сделок по отчуждению.

Таким образом, оборотоспособность земельного участка – это свойство наделов становиться объектами подобных отношений. Если соответствующие территории не относятся к категориям, которые ограничены в обороте или исключены из него, то, на основании ст. 260 Гражданского Кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право:

  • свободно владеть,
  • распоряжаться;
  • пользоваться таким наделом.
  • В случаях, когда оборот земельных участков ограничен или они изъяты из него, предоставление наделов в частную собственность невозможно.
  • Кроме того, земли, исключенные из оборота, не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

Какие земли считаются изъятыми из оборота

Особую категорию земель, владение, распоряжение и пользование которыми происходит по особым правилам, представляют земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. К ним относятся территории, которые заняты федеральной собственностью, относящейся к объектам:

  • организаций ФСБ;
  • закрытых административно-территориальных образований, создание которых обусловлено особыми видами их деятельности;
  • органов и учреждений Федеральной пенитенциарной службы;
  • гражданских и воинских захоронений;
  • организаций федеральных органов госохраны;
  • использования атомной энергии, хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В этот перечень также включены земельные участки, изъятые из оборота, на которых расположены:

  • государственные национальные парки и природные заповедники, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК;
  • инженерно-технические сооружения, линии коммуникаций и связи, возведенные с целью охраны и защиты государственной границы РФ;
  • здания и сооружения, в которых находятся военные суды;
  • строения и сооружения, где дислоцированы воинские формирования и органы, ВС РФ, другие войска.

Земельные участки, ограниченные в обороте: понятие, нормы права, регулирование оборота земель в государстве

Земли с ограниченной оборотоспособностью

Участки земли, владение и эксплуатация которых ограничена, не могут быть предоставлены в частную собственность. Исключение составляют случаи, регламентированные федеральным законодательством.

Ограничение оборотоспособности наделов земли происходит как в отношении объекта, так и применительно к субъекту правоотношений. Так, по первому признаку ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности и относящиеся к категориям земель, которые:

  • принадлежат лесному фонду;
  • находятся в границах охраняемых природных площадей;
  • содержат муниципальные или государственные водные объекты;
  • предоставлены для обеспечения безопасности и обороны, таможенных нужд, оборонной промышленности;
  • заняты историко-культурными заповедниками, особо ценными объектами культурного наследия и содержащимися в Списке всемирного и археологического наследия;
  • заняты под объекты космической отрасли;
  • зарезервированы для государственных или муниципальных потребностей;
  • выделены для выпуска наркотических средств и ядовитых веществ;
  • отнесены к закрытым территориально-административным образованиям;
  • предоставлены для нужд организаций транспорта – речных, морских портов, аэропортов, вокзалов и аэродромов;
  • выделены на нужды связи;
  • находятся под объектами гидротехнических сооружений;
  • подверглись биогенному поражению, загрязнены радиоактивными веществами, опасными отходами. К этой категории относятся и прочие земли, подвергшиеся деградации;
  • расположены в первых двух поясах санитарных зон охраняемых водных объектов, которые используются в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения.

ЗК РФ не только определяет, какие земельные участки ограничены в обороте, но и указывает, кто не может стать их собственником. Так, наделы, относящиеся к особо охраняемым природным, приграничным территориям, перечень которых устанавливает Президент РФ, а также земли сельскохозяйственного назначения не могут перейти в собственность:

  • иностранных юридических лиц и совместных предприятий с долей иностранного капитала свыше 50%;
  • иностранных граждан;
  • лиц без гражданства.

Нюансы ограничения отдельных видов территорий

Ограничение оборотоспособности земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, на которых отсутствуют объекты недвижимости, регламентирует Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Правила оборота земель лесного фонда (лесных участков) и его особенности устанавливает Лесной кодекс РФ.

Согласно нормам ЗК, к землям водного фонда относятся площади:

  • на которых размещены гидротехнические сооружения и прочие строения, расположенные на водных объектах;
  • находящиеся под поверхностными водами объектов.

Участок земли как объект имущественных прав в границах береговой линии водной территории не формируется. Таким образом, ограниченный имущественный оборот касается только земель водного фонда, занятых гидротехническими и иными сооружениями, которые могут предоставляться в аренду.

Земельные участки, ограниченные в обороте: понятие, нормы права, регулирование оборота земель в государстве

Выводы

Согласно ЗК РФ, использование наделов земли регулируется путем разделения их на находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании, а также на те, что в этом ограничены или вовсе исключены из оборота. Перечень таких территорий и ограничения по их эксплуатации регламентированы законодательством.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/oborotosposobnost-zemelnyx-uchastkov.html

Земельные участки, ограниченные в обороте и изъятые из оборота

  • 1. Оборотоспособность земельных участков
  • 2. Земельные участки, изъятые из оборота
  • 3. Земельные участки, ограниченные в обороте
  • 4. Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения

1. Оборотоспособность земельных участков

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и положениями Земельного кодекса РФ.

Под оборотоспособностью принято понимать возможность свободного отчуждения земельного участка или его перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если земельный участок не ограничен в обороте (ст.  129 Гражданского кодекса РФ).

Земельный кодекс РФ, исходя из специфики земли как особого природного объекта, предусматривает особые условия вовлечения земельных участков в гражданский оборот, и, следовательно, возможности приобретения вещных и иных прав на такие участки.

Все земельные участки, в отношении которых существуют ограничения оборота, подразделяются на два вида.

К первому виду относятся земли, изъятые из оборота. Они не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами гражданско-правовых сделок.

Ко второму виду отнесены земли, ограниченные в обороте. Эти земли также не передаются в частную собственность, однако возможны исключения из этого правила, которые могут быть установлены федеральными законами.

Государство и муниципальные образования в качестве собственников ограниченных в  обороте земельных участков вправе совершать с ними только те виды гражданско — правовых сделок, которые направлены на передачу прав пользования (например, договор аренды или безвозмездного пользования).

Земельные участки, ограниченные в обороте: понятие, нормы права, регулирование оборота земель в государстве

2. Земельные участки, изъятые из оборота

Перечень земельных участков, изъятых из оборота, определен в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Ими признаны земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключениями, указанными в ст. 95 Земельного кодекса РФ);
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • исполнительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Необходимость полного изъятия из оборота земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обусловлена характером объектов, расположенных на этих участках. Их перечень, изложенный в Земельном кодексе РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Кроме того, Земельным кодексом РФ установлены следующие запреты (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ):

  • на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры;
  • на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, набережных, скверов, бульваров).

3. Земельные участки, ограниченные в обороте

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки (п. 5 ст.

27 Земельного кодекса РФ):

  • в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков, отнесенных к изъятым из оборота);
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд (не отнесенные к изъятым из оборота);
  • не отнесенные к изъятым из оборота земли закрытых административно-территориальных образований;
  • предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

Ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения их целевого использования в интересах общества. Перечень ограниченных в обороте земельных участков является исчерпывающим.

4. Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения

  • установлены правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и  долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; 
  • определены условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Читайте также:  Что нужно чтобы прописать ребенка: документы, органы регистрации и подводные камни

Основные принципы, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения:

  • сохранение целевого использования земельных участков;
  • установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
  • преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
  • преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
  • установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

Особое правило установлено в отношении регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и  дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а  также земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями — действие Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на указанные земельные участки не распространяется.

Источник: https://vladeilegko.ru/matherial/zemelnye-uchastki-ogranichennye-v-oborote-i-izyatye-iz-oborota/

Ограничение оборотоспособности земельных участков в 2019 году, фз об обороте земель сельскохозяйственного назначения, ограничения некоторых видов земельных участков | Земельный эксперт

2172

Содержание статьи:

Оборот земельных участков

В статье 27 Земельного кодекса РФ дается такое понятие, как ограничение оборотоспособности земельных участков. Согласно законодательному положению, те земельные площади, которые были исключены из оборота, не могут поступать в частную собственность и выступать в качестве объектов правовых сделок.

Оборотом земельных участков признается распоряжение граждан, юридических и уполномоченных лиц территориями, принадлежащих субъектам правоотношений по своему усмотрению, но в рамках законодательных норм.

Исключением являются только те ситуации, когда использование таких земельных фондов не запрещено федеральным законодательством. Земли могут быть полностью исключены из эксплуатации, а могут быть частично ограничены в обороте.

Земли, изъятые из оборота

В земельном кодексе РФ, в п. 4 ст. 27 определены земельные участки, изъятые из оборота. Согласно положению, существенным условием изъятия, является то, что на этих территориях имеются нижеперечисленные объекты федеральной собственности:

  • Природные заповедные парки, принадлежащие государству.
  • Постройки, используемые для размещения армейских частей.
  • Земли, на которых размещены военные суды, объекты ФСБ, ведомства государственной охраны, УФСИН.
  • Промышленные строения: места хранения ядерного сырья и радиоактивных соединений, атомные станции.
  • Территории, входящие в состав закрытых административно-территориальных образований.
  • Кладбищенские площади.
  • Места расположения коммуникационных сетей, возведенных для защиты госграниц.

На основании со ст. 95 ЗК РФ, в исключительных случаях в этот перечень могут быть включены и зоны, принадлежащие гражданам и юридическим лицам как с последующим изъятием, так и без такового.

Перечисленные земли нельзя передавать в качестве объекта частной собственности. Также они не должны выступать в роли объекта правовых сделок.

Земли, ограниченные в обороте

Территории могут быть не только исключены из использования, но и ограничены в обороте. Земельные участки, ограниченные в обороте, перечислены в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. На каждой площади должны находиться строения, принадлежащие по праву собственности муниципалитету. Список таких территорий следующий:

  • Земли с находящимися на них природными парками и заповедниками, земли лесного и водного фонда, если они не изъяты из оборота.
  • Территории, где расположены объекты культурного наследия, исторические ценности, археологические памятники.
  • Постройки, выполняющие функции оборонительных сооружений, включая промышленные комплексы.
  • Закрытые административно-территориальные образования.
  • Транспортные узлы, комплексы, пункты, морского, воздушного и сухопутного типа.
  • Пункты связи, космические комплексы, гидротехнические сооружения, химические предприятия, где производятся ядовитые и наркотические препараты.
  • Полигоны радиоактивных отходов, загрязненная территория.
  • Земли, зарезервированные для нужд государства или муниципалитета.
  • Площади, находящиеся в первом и втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, предназначенных для использования в быту.

В качестве основного требования по ограничению оборотоспособности земельных участков является невозможность передавать их в личное пользование и владение, а также использовать в юридических сделках. Эксплуатировать данную землю возможно лишь в случаях, прописанных в федеральном законодательстве.

Особенности ограничения некоторых видов земельных участков

Об обороте земель сельскохозяйственного назначения упоминается в одноименном ФЗ №101 от 24.07.2002 года. Объектом действия данного закона не являются площади, которые предоставлены населению для возведения личных построек, организации ЛПХ, сада или огорода.

Исключение из оборота таких территорий может быть выполнено лишь тогда, когда земли истощились в результате неправильной эксплуатации или будут использованы более рационально. В последнем случае владельцу возмещается стоимость участка.

Согласно п. 8 ст. 27 Земельного кодекса, исключается проведение приватизации наделов, лежащих в прибрежных полосах, а также зон, на которых располагаются пруды, водные карьеры. Ограничения накладываются только на площади, расположенные в местах общего пользования.

По закону прибрежной полосой считается зона, расположенная вдоль береговой линии какого-либо водоема. Ширина такой территории должна быть 20 метров, кроме водоемов и русла рек, длиной до 10 км. Для таких объектов прибрежная полоса составляет 5 метров.

Заключение

В итоге можно сформулировать ряд выводов:

  1. Уполномоченные государственные органы имеют право выполнить изъятие земельных наделов из общего оборота или частично ограничить их использование.
  2. Существенным условием для изъятия земель является наличие на площади строений особой федеральной принадлежности. В рамках земельных правоотношений обозначен список зон, которые подлежат обязательному исключению из оборота. К ним относятся промышленные и парковые площади, места дислокации армейских частей, ядерные полигоны и другие земли.
  3. Ограничения в эксплуатации могут быть предусмотрены для участков, которые также обозначены в земельном кодексе.
  4. В отношении прибрежных территорий и сельскохозяйственных предусмотрен запрет на приватизацию, а также изъятие земель, если они истощились по причине нерационального использования или необходимы государству.
  5. Исключенные земли запрещается передавать гражданам в частную собственность и использовать их в виде объекта иных юридически значимых сделок.

Список законов

  • Статья 27 ЗК РФ
  • Статья 95 ЗК РФ
  • ФЗ №110 от 24.07.2002

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по ограничению оборотоспособности земельных участков

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Геннадий. Я являюсь владельцем дома, который принадлежал моему дедушке, известному поэту-современнику.

Сейчас из дома местные власти намерены сделать музей, и намереваются исключить земельный участок из оборота. Я ничего не имею против, однако, это мое наследство, и я хотел бы получить компенсацию стоимости унаследованной площади.

Подскажите, каким образом осуществляется процедура изъятия, могут ли мне возместить стоимость земли, и могу ли я отказаться от данного предложения?

Ответ: Здравствуйте, согласно п. 5 с. 27 ЗК РФ, ограничение оборотоспособности земельных участков происходит, если на них имеется постройка, представляющая собой объект культурного наследия. В вашем случае, если дом таковым действительно является, муниципалитет имеет право изъять землю с целью организации музея.

Что касается компенсации, то администрация обязана возместить вам стоимость земельного участка по рыночным расценкам, а перед непосредственным перефоормлением имущества в муниципальную собственность уведомить о совершении процедуры.
Особенностью этого действия является то, что вы не имеете права отказаться от сделки, и изъятие выполняется в принудительном порядке. Тем не менее, решение местного органа власти вы можете обжаловать в суде.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/ogranichenie-oborotosposobnosti-zemelnyx-uchastkov/

Глава 7

  • СДЕЛКИКАКОСНОВАНИЕВОЗНИКНОВЕНИЯ
    ИПРЕКРАЩЕНИЯПРАВНАЗЕМЛЮ
  • Как
    уже говорилось ранее, сделки являются
    одним из правовых оснований
    возникновения и прекращения прав на
    земельные участки.
  • Важность этого правового
    института, большой объем норм, регу­лирующих
    сделки, а также и то, что заключение,
    реализация и пре­кращение сделок
    включают в себя широкий круг отношений,
    обусло­вили
    то, что рассмотрение этого вопроса
    выделено в самостоятельную главу.
  • Поскольку
    заключение сделок с земельными участками
    является одним из основных способов
    включения их в оборот, данная глава
    обращается
    к рассмотрению понятия и содержания
    оборота земель­ных
    участков.

§ 1. Правовое регулирование оборота земельных участков

Действующий
Земельный кодекс РФ не содержит
специального раздела
об обороте или сделках с земельными
участками. Однако это не
означает, что земельное законодательство
не регулирует этот круг отношений.

В ЗК РФ
содержится ряд норм, устанавливающих
общие начала оборота
земельных участков: устанавливаются
определенные требования к
оборотоспособности и соответственно
обороту земель, установлены критерии
изъятия из оборота и ограничения в
обороте земельных участ­ков.

Понятие оборото­способности зе­мельного участка. Правовое регули­рование оборота земельных участ­ков

В качестве
недвижимого имущества земель­ный
участок наделен таким правовым каче­ством,
как оборотоспособность. Под
оборо-тоспособностью
согласно ст.

129 ГК РФ, установившей
общее понятие оборотоспособ­ности
гражданских прав, следует понимать
возможность
земельного участка свободно отчуждаться
или переходить от одного лицак другому
в порядке универсального правопреемства
(наследование, ре­организация
юридического лица) либо иным способом,
если они не изъяты
из оборота или не ограничены в обороте.
Из общего положе­ния
об оборотоспособности земельных участков
исходит и ст. 260 ГК РФ,
которая устанавливает, что лица, имеющие
в собственности зе
мельный участок, вправе продавать его,
дарить, отдавать в залог или сдавать
в аренду и распоряжаться им иным образом
(ст. 209 ГК РФ) постольку,
поскольку соответствующие земли на
основании закона не исключены
из оборота или не ограничены в обороте.

Ограничение
или изъятие из оборота определено
Земельным ко­дексом как утвержденные
законом условия, при которых земельные
участки
не могут переходить в собственность
установленных субъек­тов
(граждан, иностранных граждан, иных лиц
— участников оборота), а
также не могут быть объектом сделок.

При этом
земельные участки, изъятые из оборота,
в соответствии с
указанной статьей ГК РФ должны быть
прямо указаны в законе, а земельные
участки, ограниченные в обороте
(ограниченно оборото-способные),
определяются в порядке, установленном
законом. И в со­ответствии
с ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные
ресурсы могут отчуждаться или переходить
от одного лица к другому иными способами
в той мере, в какой их оборот допускается
законами о
земле и других природных ресурсах.

Читайте также:  Практические рекомендации, как рассчитать амортизацию автомобиля

Таким
образом, ограничение, изъятие из оборота,
ограничение оборота,
а также и допущение к обороту земельных
участков должны быть
урегулированы земельным законодательством,
а именно Земель­ным кодексом РФ, иными
федеральными законами.

К упомянутым
федеральным
законам прежде всего следует отнести
те из них, кото­рые
устанавливают особые требования к
обороту иной, прочно свя­занной
с землей недвижимости, и прежде всего
природных объектов.

В
данном случае следует иметь в виду
Лесной кодекс Российской Фе­дерации,
который устанавливает, что лесной фонд
РФ находится в федеральной собственности,
Водный кодекс Российской Федерации,
которым определено, что большинство
водных объектов находится в собственности
государственной.

Упомянутые нормы
данных федераль­ных
законов существенно ограничивают в
обороте земельные участки, на
которых расположены эти объекты
недвижимости.

На
основании закона и в установленном им
порядке определяют­ся
земли сельскохозяйственного и иного
назначения, использование которых
для других целей не допускается или
ограничивается.

Следует
заметить, что сейчас отношения по
переходу прав на зе­мельные
участки путем заключения сделки
достаточно активно регули­руются
законодательством субъектов РФ, и к
этому нет четких право­вых
препятствий.

Статья 129 ГК РФ устанавливает,
что земля и другие природные
ресурсы могут отчуждаться или переходить
от одного лица к
другому иными способами в той мере, в
какой их оборот допускает­ся законами
о земле и других природных ресурсах, а
законодательство о
земле в соответствии со ст.

72 Конституции
РФ находится в совмест­ном
ведении РФ и субъектов РФ.

Однако,
признавая права субъектов, не
следует забывать, что ощутимые разногласия
в регулировании пере­хода
земельных участков от одного субъекта
РФ к другому противоре­чат
необходимости обеспечения единого
экономического пространства и
единой государственной земельной
политики на территории Россий­ской
Федерации, тем более в условиях современной
нестабильности зе­мельных
отношений.

Существующие
пробелы в законодательном регулировании
сделок с
земельными участками в известной степени
могут быть оправданы, поскольку
российская правовая система только
осваивает рынок зе­мельных
участков, легализованный в стране
сравнительно недавно. Для
адекватного регулирования данных
отношений право обязано верно
оценивать роль рынка земельных участков
в экономических от­ношениях,
социальные и политические последствия
развития этого рынка.

Ограничение оборотоспособности земельных участков

Уяснение
ограничения оборотоспособно­сти
земельных участков важно в том чис­ле
тем, что согласно Земельному кодексу
РФ только участки, не изъятые из оборо­та,
могут быть объектами сделок.

Пунктом 4 ст. 27 ЗК РФ
устанавливается закрытый перечень
зе­мельных
участков, изъятых из оборота. Это
означает, что иными нор­мативными
актами, в том числе федеральными законами,
не могут быть
установлены иные виды земельных участков,
изъятых из оборо­та,
в сравнении с уже указанными настоящим
Кодексом.

В
соответствии с ЗК РФ из оборота изъяты
земельные участки, занятые
находящимися в федеральной собственности
следующими объектами:

  1. государственными природными заповедниками и националь­ ными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 на­стоящего Кодекса);

  2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Феде­рации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

  3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

  1. объектами организаций Федеральной службы безопасности;

  1. объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

  2. объектами использования атомной энергии, пунктами хране­ния ядерных материалов и радиоактивных веществ;

  3. объектами, в соответствии с видами деятельности которых соз­даны закрытые административно-территориальные образования;

  4. исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

  1. воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими
сооружениями, линиями связи и
коммуникациями,
возведенными в интересах защиты и охраны
Госу­дарственной
границы Российской Федерации.

Ограничены
в обороте находящиеся в государственной
или муни­ципальной собственности
следующие земельные участки:

  1. в пределах особо охраняемых природных территорий, не ука­занные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

  2. в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установ­ленных федеральными законами;

  1. занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

  2. занятые особо ценными объектами культурного наследия наро­дов Российской Федерации, объектами, включенными в Список все­мирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

  3. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности,оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

  4. не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ в границах закрытых адми­нистративно-территориальных образований;

  5. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том чис­ле морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, со­оружений навигационного обеспечения воздушного движения и судо­ходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирова­ния международных транспортных коридоров;

  6. предоставленные для нужд связи;

  7. занятые объектами космической инфраструктуры;

  1. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

  2. предоставленные для производства ядовитых веществ, нарко­тических средств;

  3. загрязненные опасными отходами, радиоактивными вещества­ми, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся де­градации земли.

К
земельным участкам, изъятым из оборота,
отнесены в первую очередь
государственные природные заповедники
и национальные парки,
как особо охраняемые природные территории,
находящиеся в
федеральной собственности. Согласно
ст.

95 ЗК РФ в случаях, пре­дусмотренных
федеральными законами, допускается
включение в зем­ли
особо охраняемых природных территорий
земельных участков, принадлежащих
гражданам и юридическим лицам на праве
собствен­ности.

Далее, изъятыми из оборота являются
земли, на которых рас­положены
объекты, обеспечивающие государственную
безопасность и оборону, а также объекты
атомной промышленности государства.

В целом,
поскольку размещение перечисленных
объектов является основанием
для изъятия соответствующих земель из
оборота, следует считать,
что за прекращением (ликвидацией) данных
объектов в уста­новленном
порядке должно следовать снятие запрета
на оборот земель­ных
участков.

Земельные
участки, изъятые из оборота, могут быть
включены в оборот
при соблюдении условий, установленных
специальным законо­дательством,
в зависимости от категории земель либо
в зависимости от
изменений в правовом режиме объекта
недвижимости, располо­женной
на данном земельном участке.

В отношении регулирования
оборота земель сельскохозяйственного
назначения
Земельный кодекс РФ придерживается
позиции, согласно которой
оборот земель данной категории должен
регулироваться спе­циальным
федеральным законом. При этом п. 7 ст. 27
ЗК РФ исклю­чение
сделано для земельных участков
сельскохозяйственного назначения,
предоставленных гражданам для указанных
в пункте целей и не изъятых
из оборота.

Источник: https://studfile.net/preview/5642028/

Регулирование особенностей оборота земельных участков определяется

Сложившееся в современном российском праве понимание оборота земельных участков неоднозначно. Однако при любых его трактовках оборот связывается с переходом прав на участки от одних лиц к другим, разница заключается только в основаниях такого перехода, а точнее в том, являются ли такие основания исключительно частноправовыми, или они могут быть и публично правовыми.14

Обоснованное изучение мнений правоведов о содержании земельного оборота, на наш взгляд, предполагает предварительное исследование формирования правовой основы системы перехода прав на земельный участки в российском законодательстве в период после отмены монополии государственной собственности на землю и до настоящего момента.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Такое исследование неразрывно связано с понятием реформирования земельных отношений.

Реформирование земельных отношений в Российской Федерации началось в 1990 году. До указанного момента развитие законодательства о земле сводилось к правовому регулированию института исключительной государственной собственности на землю. Программа проведения земельной реформы на территории РСФСР, предусматривала ее поэтапное осуществление.

На первом этапе предполагалось закрепить земли в федеральную собственность РСФСР и собственность республик, входящих в состав РСФСР, а также уточнить административные границы, выявить потребности в земле граждан и юридических лиц, сформировать специальный фонд земель для последующего перераспределения земельных участков и установления ставок земельного налога и цены земли.

Второй этап земельной реформы должен был завершить передачу и закрепление земель в собственность граждан и юридических лиц, пользование, в том числе аренду, пожизненное наследуемое владение.

Однако развитие земельной реформы осуществлялось фактически бессистемно, путем принятия отдельных нормативных правовых актов (федерального и субъектового уровня), регулирующих земельные отношения.

15 Сказывалась крайняя политизированность земельного законодательства.

Анализируя процесс формирования и развития нормативной правовой основы оборота земельных участков можно условно выделить несколько этапов: первый этап (1990 год – декабрь 1993 года); второй этап (декабрь 1993 – октябрь 2001 года); третий этап (октябрь 2001 – 2005 год).

Первый этап (1990 год – декабрь 1993 года) характеризуется переходом от исключительной государственной собственности на землю к легальному признанию множества ее форм и их равной защиты, с существенным ограничением правомочия распоряжения частной собственностью и постепенным разрешением ограниченного круга сделок.

Статьей 2 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе»16 была отменена монополия государства на землю на территории РСФСР, введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная.

Источник: https://neddom.ru/regulirovanie-osobennostey-oborota-zemelnykh-uchastkov-opredelyaetsya/

Правовое регулирование оборота земельных участков

  • Содержание
  • Введение
  • 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • 2. ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • 2.1 Понятие и принципы земель сельскохозяйственного назначения
  • 2.2 Особенности совершения сделок с землями сельскохозяйственного назначения

2.2.

1 Особенности купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения

2.2.2. Особенности аренды земель сельскохозяйственного назначения

2.2.3 Предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность

2.2.4 Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения

2.2.5 Особенности определения порядка распоряжения, владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности

  1. 2.3 Правовое регулирование оборота земельных долей
  2. Заключение
  3. Список источников
  4. Введение
Читайте также:  Как и где можно получить бесплатную юридическую консультацию в перми

Актуальность темы исследования. В Советской России земля была изъята из гражданского оборота и объявлена исключительной собственностью государства. Земельные участки не могли быть предметом частного оборота. Владение землей осуществлялось только на праве пользования, в результате чего земельные отношения утратили товарно-денежный характер, и вплоть до наступления 1990 года фактически

  • сводились к административным процедурам предоставления и изъятия участков.
  • Существование земельного оборота в виде распределения и перераспределения земель между землепользователями в советский период истории нашей страны вполне соответствовало экономическим отношениям того времени, когда отсутствовали активный оборот прочно связанных с землей зданий, строений, сооружений и
  • широкомасштабная внутренняя миграция населения.

В 1990 – 2000 годы под воздействием проводимых в нашей стране экономических, политических и правовых реформ оборот зданий, строений, сооружений существенно активизировался.

Уже на начальном этапе земельной реформы стала доминирующей тенденция отчуждения максимально большего количества государственного имущества в частную собственность.

Создание благоприятных с точки зрения мировой практики инвестиционных условий для развития производства потребовало предоставления частным лицам высокого уровня гарантий прав собственности на земельные участки,

на которых расположены приобретаемые ими объекты недвижимого имущества.

Ранее традиционно вещные и обязательственные права граждан и юридических лиц в земельных отношениях возникали только на основании административных актов компетентных государственных органов и органов местного самоуправления. Закон ограничивал земельную правоспособность граждан и юридических лиц как субъектов права землепользования. Они не могли быть в условиях исключительной

  1. государственной собственности участниками рыночного земельного оборота.
  2. С появлением различных форм собственности на землю, восстановлением деления вещей на движимое и недвижимое имущество, введением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним расширяется возможность возникновения вещных и обязательственных прав на землю граждан и юридических лиц не только на основании административных актов государственных органов и органов местного самоуправления, но и на основании гражданско-правовых сделок с земельными
  3. участками.

До принятия в 2001 году Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.

2001 № 136-ФЗ1 (далее – ЗК РФ) правовое регулирование оборота земельных участков осуществлялось преимущественно на основании множества разрозненных подзаконных нормативных правовых актов, таких как указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

После принятия в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации более сорока процентов норм Земельного кодекса РСФСР 1991 года были признаны недействующими.

Мораторий на применение главы 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» Гражданского кодекса Российской Федерации (деле – ПС РФ), наиболее полно регулирующей отношения по использованию земли, был отменен лишь 16 апреля 2001 года.

Формирование эффективного механизма рационального перераспределения земли на основе рыночных механизмов, открытой и контролируемой обществом государственной земельной политики на начальном этапе земельной реформы осуществлялось в большей степени методом проб и ошибок. Такая ситуация вполне закономерна для государства, не имеющего собственного опыта правового регулирования реформирования прежнего земельного строя, основанного на монополии государственной собственности на землю, и аграрных преобразований государственного и коллективного секторов сельского хозяйства в рыночную

  • аграрную экономику,
  • Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является определение современного состояния правового регулирования оборота земельных участков в Российской Федерации, выявление наиболее актуальных теоретических и практических проблем в данной сфере, а также возможных путей их решения, включая меры по совершенствованию действующего законодательства и корректировке
  • правоприменительной практики.
  • Для достижения указанной цели в рамках курсовой работы решаются следующие задачи:
  • – дается характеристика системы действующего законодательства Российской Федерации об
  • обороте земельных участков;
  • – исследуются сложившиеся в теории и правоприменительной практике понятия оборота земельных
  • участков;
  • – рассматривается соотношение частноправового и публично-правового регулирования отношений
  • оборота земельных участков;
  • -раскрываются наиболее актуальные проблемы правового регулирования сделок с земельными участками как основной составляющей оборота: проводится изучение земельного участка как предмета сделки, выявляются особенности участия различных субъектов гражданского права в качестве стороны в сделках с земельными участками, определяются требования законодательства к форме и государственной регистрации сделок с земельными участками, а также условия недействительности сделок с земельными
  • участками;
  • – анализируются отдельные наиболее распространенные сделки с земельными участками (купля-продажа, аренда, ипотека): правовая основа и правоприменительная
  • практика.
  • 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Основной целью земельной реформы в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности.

Для легализации такого необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет дискуссий, расколовших общество и законодателей.

Особенно ожесточенные дебаты между сторонниками и противниками коммерциализации

земли велись по вопросу о землях сельскохозяйственного назначения.

Известно, что в советский период союзное государство обладало монополией собственности на землю, возникшей в результате ее национализации и закрепленной в Конституции СССР: «В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса».

Первая попытка изменить эти положения была предпринята в конце 1980-х годов в рамках реформирования социалистической системы.

Закон «О собственности в СССР» и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, вступившие в силу в 1990 году, ликвидировали монополию союзного государства, вводя множественность субъектов права (публичных) и многообразие форм собственности на землю.

И хотя разработчикам Основ не удалось легализовать понятие частной собственности, в результате политического компромисса был введен институт пожизненного наследуемого владения землей, являвшийся, по сути,

завуалированной формой ограниченного права частной собственности.

Официальный старт денационализации земли и земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной.

Закрепляя институт пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей, эти законы предусматривали также

возможность приобретения участков земли в частную собственность.

С целью ускорения аграрных преобразований в 1991 году был издан указ президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и ряд постановлений правительства по реорганизации колхозов и совхозов, обязывавших последние в установленные сроки принять решение о преобразовании в новые формы хозяйствования (АО, товарищества на вере, кооперативы и т. д.) либо о

  1. сохранении прежней.
  2. За 1992–1994 годы большинство предприятий аграрного сектора прошли перерегистрацию с изменением организационно-правового статуса, однако во многих случаях происходила лишь формальная «смена вывески», не затрагивающая основ внутриколхозных
  3. отношений.
  4. В основу приватизации сельскохозяйственных земель и иной собственности коллективных хозяйств был положен принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственность членам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села и пенсионерам усредненных земельных долей и имущественных паев. В результате этих преобразований собственниками земельных долей стали около 12 миллионов бывших колхозников и работников совхозов, однако это право собственности долгое время оставалось виртуальным — в натуре земельные доли не выделялись, не было ясности и в вопросе о том, как крестьяне
  5. могут реально ими распорядиться.

В отсутствие соответствующих федеральных законов отношения по использованию земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных предприятий, регулировались почти исключительно на основании указов президента и постановлений правительства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» владельцы долей должны были получить документы, удостоверяющие их права на земельные участки, и принять решение по их использованию.

Они получали право передавать долю по наследству, получать земельные участки в натуре при выходе из хозяйства, вносить их в уставный капитал сельскохозяйственных предприятий, сдавать в аренду, продавать и покупать.

В последующих указах президента и постановлениях правительства[1] подтверждались права крестьян на земельные доли и устанавливался порядок их использования, при котором разрешались практически все виды операций с землей, включая ее куплю-продажу. Однако в действительности процесс регистрации права на земельные доли и заключения договоров по сделкам с землей шел крайне медленно.

К середине 1995 года многие субъекты РФ из политических или иных соображений задерживали (а некоторые и вовсе не начинали) выдачу свидетельств на земельные доли. При этом местными законодателями нередко вводились дополнительные ограничения на сделки с землей. К 1995 году свидетельства на земельные доли получили около 70 процентов собственников; к 2000 году, по данным Госкомзема России, — 91,2 процента, из которых около 2/3 распорядились

правами на свои земельные доли.

К середине 1990-х годов в земельном законодательстве сложилась довольно парадоксальная ситуация.

Основной массив норм, регулирующих земельные отношения, содержался в пакете указов президента и постановлений правительства 1992–1993 годов, изданных в условиях противоборства между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Эти нормативные акты, отменявшие большую часть статей Земельного кодекса РСФСР и снимавшие мораторий на сделки с землей, содержали наиболее либеральные нормы, не запрещавшие практически никаких операций с землей.

Полные права собственности на землю были также провозглашены в положениях Конституции РФ и развиты в регулирующей сделки с землей 17-й статье нового Гражданского кодекса. Однако президентские указы, по мнению многих законодателей, не отражали степени достигнутого согласия в обществе по вопросу о гражданском обороте земель; 17-я глава Кодекса была заморожена и

должна была вступить в силу лишь после принятия нового Земельного кодекса.

Источник: https://rectorate.ru/2019/11/pravovoe-regulirovanie-oborota-zemelnyx-uchastkov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector