Какую задачу выполняет Федеральный закон 64 Об административном надзоре: порядки по его установлению, продлению

В целях защиты общественных интересов, правительство решило установить особый контроль за лицами определенных категорий. Для того, чтобы можно было предупредить о возможном рецидиве общеадминистративных правонарушений, был разработан Федеральный закон №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».Какую задачу выполняет федеральный закон 64 об административном надзоре, порядки по его установлению, продлению

Описание закона 64

Настоящий ФЗ об установлении административного надзора был принят Госдумой 25 марта 2011 года и одобрен Советом Федерации 30 марта того же года. Законодательный акт регулирует все аспекты общеадминистративного контроля за лицами, которые отбывали наказание в местах лишения свободы, после их освобождения.

Федеральный закон от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит 4 главы:

Глава 1 (статьи 1-5). Общие положения закона. Содержит следующую информацию:

  • основные понятия закона;
  • главные задачи административного надзора;
  • перечень лиц, в отношении которых может быть установлен соответствующий контроль;
  • общеадминистративные ограничения;
  • срок административного контроля.

Глава 2 (ст 6-9). Введение, продление, прекращение и исполнение административного контроля. Данная глава устанавливает:

  • процедуру введения, продления, прекращения и исполнения административного надзора;
  • условия продления соответствующего контроля;
  • исполнение данного надзора;
  • прекращение общеадминистративного надзора.

Глава 3 (ст 10-12). Права и обязанности надзорного лица. Полномочия служб внутренних дел при осуществлении административного контроля. Регулирует следующие отношения:

  • права надзорного лица;
  • обязанности надзорного лица;
  • права служб внутренних дел при исполнении административного контроля;

Глава 4 (ст 13). Заключительные положения закона. Вступление Федерального закона в правовую силу.

Федеральный закон номер 64 был разработан не так давно, в связи с этим, в мае 2017 года было принято решение ввести некоторые изменения и дополнения, с которыми подробно можно будет ознакомиться в следующем подзаголовке.

Последние изменения

Все правила и нормы относительно осуществления административного надзора прописаны в настоящем нормативно-правовом акте. Закон строго устанавливает порядок и структуру произведения контроля. С помощью данного документа государство может курировать и контролировать защиту национальных и общественных интересов.

  • Были введены следующие изменения:
  • Статья 1
  • Если совершеннолетний гражданин отбывал наказание за совершение особо опасного рецидива преступления или же за половую неприкосновенность, то после освобождения из мест лишения свободы, судом будет установлен особенный административный надзор.

А также 4 пункт закона №64-ФЗ дополнить следующим содержанием: «местоположение теперешнего нахождения, которое избирается непосредственным гражданином — территория внутригородского образования города федерационного значения. Также к соответствующей категории можно отнести и участки муниципального или сельского селения».

Статья 3

Часть 2 ст 3 изложить в следующей редакции: «Административный контроль имеет право не снимать судимость за:

  • нарушение половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетнего лица;
  • свершение преступления при опасном или особо опасном повторении правонарушения;
  • совершение тяжкого или особо тяжкого правонарушения;
  • преступление в период нахождения под общеадминистративным контролем.
  1. Статья 4
  2. В 5 пункте 1 части слова «или пребывания» заменить на «, пребывания или теперешнего нахождения».
  3. Статья 5
  4. Согласно новой редакции закона был дополнен 4 пункт 5 части следующим текстом: «…осуждения надзорного лица, который был указан во 2 части статьи 3 ФЗ о надзоре, к лишению свободы за свершение им в период нахождения под административным надзором правонарушения и направления его к месту отбывания наказания».
  5. Статья 9
  6. Дополнить 6 пункт части 1 следующим содержанием: «завершение применения принудительных мер медицинского характера в отношении надзорного лица, если имеющая у него судимость погашена или снята».
  7. Статья 11
  8. В части 1 пунктах 4, 5, 6 настоящего Федерального закона слова «или пребывания» заменить словами «, пребывания или теперешнего нахождения».

Скачать 64 ФЗ об административном надзоре с изменениями

Законодатель определяет только само понятие, а все особенности и нормы исполнения закона раскрываются в настоящем законодательном акте.

Именно данный правовой документ определяет четкий перечень граждан, по отношению к которым может быть применен общеадминистративный надзор, а также определяет инстанции национального типа, имеющие право исполнять соответствующий контроль.

Следует отметить, что действовать надзорные инстанции имеют право только по решению судебного учреждения.

Источник: https://210fz.ru/64-fz-ob-administrativnom-nadzore/

Что говорит ФЗ об административном надзоре?

Понятие «административный надзор» по отношению к лицам, недавно отбывшим наказание, было введено в российское законодательство с принятием в 2011 году федерального закона «Об административном надзоре…» от 06.04.2011 № 64. Ранее это понятие тоже употреблялось, однако речь шла прежде всего о контроле соответствующими органами федеральной, региональной и местной администрации различных видов экономической деятельности. С другой стороны, подобный вид надзора существовал еще во времена СССР на основании положения, принятого в 1966 году (было отменено в 2009 году).

Основной причиной принятия нового закона и введения понятия административного надзора является высокий уровень рецидивов среди лиц, уже судимых и понесших наказания.

До половины преступлений, фиксируемых МВД РФ, совершается именно лицами, ранее лишавшимися свободы. Особенно велик процент рецидивистов среди отбывавших наказание сроком от 3 до 10 лет.

Чтобы побороть тенденцию, решено было дополнить систему наказаний административным надзором со стороны полиции за теми, кто уже освобожден, но чья судимость еще не снята.

Задачи ФЗ 64-ФЗ «Об административном надзоре»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ в статье 2 прямо устанавливает задачи, которые выполняет административный надзор:

  1. Предотвращение новых нарушений закона наиболее опасными категориями преступников.
  2. Индивидуальное воздействие на судимых граждан с целью их исправления.

В чем именно состоит административный надзор?

Лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано в силу ст. 11 ФЗ № 64:

  1. Не менять место жительства или работы, не уведомив сотрудников МВД.
  2. По первому же вызову являться и давать объяснения, если возникают вопросы по соблюдению режима надзора.
  3. Сообщать обо всех поездках за пределы города или района.

Кроме того, на поднадзорного дополнительно могут быть наложены обязанности, предусмотренные ст. 4 ФЗ № 64:

  • быть дома в определенное время (например, по ночам);
  • не посещать определенные места (питейные заведения, школы, детские сады, рынки, вокзалы и т. п.);
  • являться не по вызову, а по определенному графику не менее 1 раза за месяц и т. д.

Конкретный режим, который должен соблюдать поднадзорный, определяется исходя из его личных данных и обстоятельств, при которых он ранее совершил преступление. Ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, могут быть как усилены, так и ослаблены (решение принимается начальником УВД/РОВД, на территории которого проживает поднадзорный).

За кем устанавливается административный надзор после отбытия наказания

Согласно ст. 3 ФЗ  64 надзору подвергаются лица, у которых не снята и не погашена судимость за совершение преступлений:

  • относящихся к категории тяжких или особо тяжких;
  • умышленно совершенных против детей и подростков;
  • совершенных при рецидиве.
  • двух и более преступлений в сфере оборота наркотическими средствами.
  1. Находясь в местах лишения свободы, осужденный злостно нарушал внутренний порядок.
  2. Уже освободившись, человек за год совершил два и более нарушения общественного порядка и был привлечен за это к административной ответственности.

При этом есть категории лиц, для которых административный надзор устанавливается в любом случае. К ним относятся:

  • совершившие половые преступления против несовершеннолетних (сюда же относятся и люди, страдающие педофилией, но при этом признанные судом вменяемыми);
  • совершившие преступления, относящиеся к категории опасного или особо опасного рецидива;
  • совершившие ранее, во время нахождения под административным надзором, преступление, за которое были направлены в места лишения свободы.

Порядок, установленный приказом 818 об административном надзоре

Нормы ФЗ № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года конкретизируются ведомственным приказом МВД «О порядке осуществления…» № 818 от 8 июля 2011года. Этот документ устанавливает порядок действий ответственных лиц, осуществляющихадминистративный надзор. В соответствии с приказом, сотрудники МВД из соответствующих подразделений:

  • ведут дела на лиц, в отношении которых судом введена такая мера, осуществляют регистрацию и учет поднадзорных;
  • при необходимости запрашивают документы из колоний, где поднадзорные отбывали наказание;
  • истребуют материалы о поведении поднадзорного по месту его проживания или работы;
  • вызывают и опрашивают лицо, подвергнутое административному надзору, проводят с ним профилактические беседы, разъясняют его права и обязанности;
  • оформляют маршрутные листы при переезде поднадзорных.

Основная же тяжесть работы по осуществлению административного надзора ложится на участковых. Именно они осуществляют фактический контроль за соблюдением ограничений поднадзорными, контролируют их по месту жительства не реже чем раз в месяц и при необходимости задерживают нарушителей.

Задержание и наблюдение за поднадзорными, находящимися на улицах, осуществляют также сотрудники ППС. Фактически тем или иным образом в осуществление административного надзора включены дополнительно линейные отделы на транспорте, уголовный розыск, ГИБДД и другие структуры МВД (без отрыва от основных задач).

Сроки по закону об административном надзоре

Административный надзор устанавливается только судом в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ — новым нормативным актом, введенным в действие в 2015 году. Заявление о введении надзора могут подать:

  1. Администрация учреждения, где лицо отбывало или еще отбывает наказание (надзор может устанавливаться и заранее — в этом случае он вступает в действие с момента освобождения).
  2. Органы МВД.

Минимальный срок административного надзора составляет 1 год и по заявлению контролирующих органов МВД может продлеваться (но не свыше времени, установленного для того, чтобы судимость была погашена). Исключением являются педофилы: для них надзор устанавливается на тот же срок, что и медицинские меры, и время погашения судимости в этом случае обозначает лишь минимальный период.

Административный надзор может быть снят досрочно. Решение здесь тоже принимает суд, а заявление может подать как сам поднадзорный или его адвокат, так и контролирующий сотрудник МВД. Для этого требуются следующие условия:

  1. Должно пройти не менее половины срока надзора.
  2. Поднадзорный должен положительно характеризоваться и выполнять все установленные обязанности.

Если суд отказал в досрочном снятии надзора, новое заявление может быть подано не ранее чем через полгода.

Кроме того, административный надзор может быть снят досрочно в следующих случаях:

  1. С поднадзорного снята судимость.
  2. Человек вновь совершил преступление и по приговору суда отправился отбывать наказание (в этом случае за его поведением будут следить уже сотрудники не МВД, а ФСИН, деятельность которых не включается в понятие административного надзора).

Если поднадзорный находится под стражей или безвестно отсутствует, срок приостанавливается.

Иные виды административного надзора

Понятие административного надзора шире, чем контроль за поведением осужденных. Дополнительно этим термином может обозначаться:

  • надзор, осуществляемый государственными органами в отношении различных отраслей деятельности (к примеру, финансовой);
  • надзор сразу за несколькими сферами общественной жизни.
  • таможенный надзор;
  • сертификационный надзор;
  • промышленный надзор и т. д.
Читайте также:  Условия выдачи материнского капитала: как оформить и получить?

Источник: https://nsovetnik.ru/administrativnyj_nadzor/chto_govorit_fz_ob_administrativnom_nadzore/

Закон об административном надзоре в 2019-2020 году

Закон об административном надзоре в 2019-2020 году регламентирует наблюдение за некоторыми категориями граждан. Лица, однажды уже совершавшие правонарушения, могут вновь преступить закон. Поэтому представители власти решили вести за ними обязательный контроль.

Фз № 64: официальный текст и основные положения

Первая редакция законопроекта относится к 2011 г. Тогда его одобрили депутаты Госдумы. ФЗ 64 определяет, кто попадает под надзор, каким образом он может осуществляться, какими полномочиями наделены официальные структуры, ведущие наблюдение. Также официальный текст содержит сведения о возможных ограничениях, накладываемых на лиц, ранее нарушавших закон.

Законопроект представлен 4 главами, каждая из которых содержит подпункты:

  1. В эту главу включены статьи с 1 по 5. В ней представлены сведения о главных положениях проекта, перечислены цели административного надзора, составлен список граждан, попадающих под государственный контроль. Также в первых статьях дан перечень ограничений, налагаемых на тех, кто находится под надзором, и приведен срок, в течение которого он осуществляется.
  2. Вторая глава включает информацию о введении, условиях пролонгации, прекращении и способах исполнения надзора.
  3. Третий раздел определяет права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за нарушителями закона. Установлены границы допустимого для служб внутренних дел при исполнении надзора.
  4. В последней главе законопроекта отведено место лишь заключительным положениям, регламентирующим его вступление в силу.

В отношении кого устанавливается надзор

Проект определяет круг лиц, подлежащих строгому контролю со стороны государственных органов. В первую очередь под наблюдение попадают граждане, ранее осужденные за преступления:

  • тяжкие и особо тяжкие;
  • намеренные злодеяния в отношении ребенка;
  • рецидивы.

Постоянного наблюдения не миновать освобожденным заключенным, если во время отбывания тюремного срока они неоднократно нарушали правила исправительного учреждения либо в течение 12 месяцев больше двух раз были пойманы на административных правонарушениях.

Государственный контроль распространяется на освободившихся осужденных граждан, если они находились в местах лишения свободы за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Перечень возможных ограничений

Ограничения при административном надзоре обычно не действуют в обязательном порядке. В некоторых случаях их могут сначала назначить, а затем отменить (частично либо полностью) по решению суда.

Решение принимается, исходя из того, какой образ жизни ведет освободившийся заключенный и соблюдает ли он законодательные нормы.

В случае если бывший преступник ведет себя не лучшим образом, ограничения дополняют и продляют.

Читать так же:  Товароведческая экспертиза

На гражданина, находящегося под усиленным наблюдением, чаще всего накладывают ограничения:

  • запрет на нахождение в некоторых местах;
  • запрет на посещение и участие в мероприятиях, которые собирают большое количество людей;
  • ограничение на выход из дома после установленного времени (чаще в ночное время суток, например, с 21.00 до 7.00);
  • запрет покидать город (регион, страну), если суд установил определенные границы для поднадзорного.

Достаточно часто освободившимся заключенным предписывают обращаться в отделение полиции по месту жительства несколько раз в месяц, чтобы подтвердить факт своего присутствия в населенном пункте.

Законопроект определяет всю процедуру наблюдения за гражданином. Первая редакция закона не так часто подвергалась правкам, как некоторые другие проекты. Были внесены следующие изменения в 64 ФЗ:

  • парламентарии дополнили 1 статью пунктом о включении в список граждан, подлежащих надзору, тех, кто совершил преступление против половой неприкосновенности, либо повторное преступление той же направленности;
  • во 2 статье появился раздел, который позволяет не снимать судимость во время действия государственного наблюдения. Судимость остается непогашенной по решению госорганов, если преступник попадает под усиленный контроль в соответствии с нормами закона, например, при совершении тяжких или особо тяжких преступлениях, во время повторов правонарушения;
  • в статьях 4 и 11 фразу «или пребывания» дополнили словосочетанием «или теперешнего нахождения».

Также были внесены незначительные правки, касающиеся дополнения текста некоторых статей более расширенными определениями.

Законопроект об административном контроле был разработан, чтобы после освобождения из исправительных колоний вести наблюдение за лицами, совершившими преступления.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-ob-administrativnom-nadzore.html

Административный надзор

Бывает так, что проблемы человека не заканчиваются с окончанием срока заключения в местах лишения свободы. Российский законодатель изобретателен на всевозможные ограничительные меры для граждан, и часто вместе с окончанием срока уже бывший заключенный получает в довесок еще одно наказание – административный надзор.

1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор — это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным законом.

Статья 2 указанного закона уточняет, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный надзор может устанавливаться в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего или двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ. Для указанных категорий осужденных административный надзор назначается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (о понятии «злостного нарушителя» смотрите ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ);

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ.

Вне зависимости от приведенных выше оснований, закрепленных в ч. 3 ст.

3 указанного закона, административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Полный перечень лиц, которым назначается административный надзор, содержится в ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Административный надзор устанавливает суд по заявлению исправительного органа или органа внутренних дел. Дела об установлении административного надзора рассматриваются в порядке Главы 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд: 1) исправительным учреждением — в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы; 2) органом внутренних дел — в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.

Административное исковое заявление исправительного учреждения должно быть подписано его начальником, заявление органа внутренних дел — его руководителем.

В исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора.

К исковому заявлению прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 4 ст. 271 КАС РФ).

В административном исковом заявлении органа внутренних дел об установлении административного надзора указываются сведения об образе жизни и о поведении лица, которому устанавливается надзор, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К исковому заявлению прилагаются копия приговора суда и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления искового заявления в суд.

Административные дела об установлении надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы (ч. 7 ст. 272 КАС РФ).

Срок административного надзора, установленный судом, может быть разным в зависимости от того, по какому основанию устанавливается надзор (ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») и от конкретных обстоятельств дела.

При этом суд не связан доводами и сроком, указанным в исковом заявлении, ни при рассмотрении дела, ни при назначении срока надзора.

Суд может назначить административный надзор или отказать в этом, а также установить тот срок административного надзора, который сочтет нужным.

Осуществление административного надзора законодатель возложил на орган внутренних дел по месту  жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица. Порядок осуществления надзора установлен Приказом МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818.

  • В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
  • 1) запрещение пребывания в определенных местах;
  • 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
  • 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (как правило, в ночное время);
  • 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
  • 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
  • При этом в обязательном порядке назначаются следующие ограничения:
  • 1) обязательная явка поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
  • 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
  • 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Читайте также:  Что нужно знать, чтобы стать юристом: основные личные качества, требования к профессиональной пригодности

№ 15 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер.

Он должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Верховный суд подчеркивает, что назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

В этом же Постановлении раскрываются и некоторые виды ограничений, предусмотренных законом. Верховный суд указывает, что суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах, с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления и поведения лица в период и после отбытия наказания.

Так, например, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Что касается, запрета на посещение «массовых и иных мероприятий», Верховный суд разъясняет, что под ними понимаются спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.

), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования).  При этом уточняется, что суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.

Нарушение установленных судом ограничений грозит нарушителю административной ответственностью. Ст. 19.24 КоАП РФ указывает, что несоблюдение ограничений, установленных при административном надзоре, влечет за собой штраф или административный арест.

Невыполнение обязанностей поднадзорного лица (ст. 11 ФЗ «Об административном надзоре) влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

А повторное несоблюдением ограничений, установленных при административном надзоре, наказывается обязательными работами или административным арестом на срок до 15 суток.

В уголовном кодексе также есть статья, связанная с административным надзором – ст. 314.1 («Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений»). Согласно ч.

1 данной статьи «неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора» наказывается обязательными либо исправительными работами или же лишением свободы на срок до одного года. Часть 2 указанной статьи устанавливает уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом, установленных ему ограничений, сопряжённое с совершением административного правонарушения по некоторым статьям КоАП РФ. За данное преступление нарушителю грозит наказание в виде штрафа, обязательных, исправительных либо принудительных работ или лишения свободы на срок до одного года.

Необходимо также помнить, что административный надзор может быть продлен м в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ. Так, например, самым простым способом получить продление административного надзора является управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения у водителя.

  1. Административный надзор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока административного надзора;

2) снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 ст.

3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», то есть, совершеннолетнего лица, совершившего преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости);

3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 указанного закона);

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

5) смерть поднадзорного лица;

6) прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 указанного закона, если имеющаяся у него судимость погашена или снята;

7) погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 указанного закона, было прекращено ранее.

Кроме того, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.  В случае отказа в досрочном прекращении надзора, можно подать повторное заявление, но не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении надзора.

Административный надзор не может быть прекращен досрочно у лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

После прекращения административного надзорного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

Источник: https://vturme.info/administrativnyj-nadzor/

Заключение об обратной силе закона об административном надзоре

Ко мне обратился Логачев Александр Александрович, осужденный приговором Тракторозаводского суда  по ч. 3 ст. 162 УК РФ  к наказанию в виде лишения свободы. В связи с тем, что в апреле 2013 году  был принят Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г.

N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»  заявитель ставит вопрос о том, могут  ли быть применены нормы данного к лицам, осужденным до вступления в силу данного закона. Изучив обращения заявителя прихожу к следующему. В соответствие  с ч. 1 ст.

86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В качестве одного из таких иных правовых последствий выступает институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В соответствие со ст.

2  64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.В соответствие с ч.

1 статьи 3 того же закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 этой статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:В соответствие с ч.

2 той же статьи, в  отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.Таким образом, институт административного надзора привязан к институту судимости, установлен в отношении лиц, не имеющих судимость не может,   применение административного надзора к таким лицам  законодательством не предусмотрено. Следовательно, институт административного надзора конкретизирует ограничения, предусмотренные институтом судимости и является институтом уголовного права.

В соответствие с ч. 1 ст. 10 УК РФ, уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Ограничения, связанные с судимостью, выступают в качестве иного ухудшения положения осужденного, так как ограничивает  его конституционные права и свободы, умаляет его законные интересы.

В соответствие с ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

В соответствие с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом следует иметь в виду, что, назначая виновному наказание, суд уже учитывает необходимость указанных целей и определяет именно тот объем правоограничений, который соразмерен, как  опасности деяния и данным о личности виновного, так и  необходимости защиты тех правовых ценностей, которые указаны в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Таким образом, те цели, на достижение которых направлено установление административного надзора, уже были поставлены и достигнуты при вынесении приговора. С учетом того, что административный надзор  снижает опасность  совершения виновным нового преступления, то есть направлен на достижение  одной из целей уголовного наказания, указанных в ч. 2 ст.

43 УК РФ, данный институт позволяет  снизить размер наказания по сравнению с тем размером, который назначался ранее, когда данный институт не существовал. Иного правового значения данный институт не имеет.

Следовательно, административный надзор не может быть назначен лицу, осужденному до вступления в  силу закона об административном надзоре, так как цели административного надзора в отношении таких лиц достигаются иным образом.

Источник: https://an-babushkin.livejournal.com/31396.html

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

В текущем году Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора и его влияния на состояние рецидивной преступности.

Читайте также:  Что нужно для регистрации брака в ЗАГСе: подача заявления, документы, особенности заключения семейных уз с иностранцем

Понятие административного надзора в нашем законодательстве совсем не новое. С 1966 по 2009 год административный надзор осуществлялся на основании Положения, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI.

Статьей 5 Федерального закона от 27 декабря 2009 г.

N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» вышеназванный Указ Президиума ВС СССР был отменен.

Таким образом, данный институт юридически перестал действовать, хотя фактически он не функционировал еще с 1993 года, когда была отменена административная (ст. 167 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1984 года) и уголовная ответственность (ст. 198.

2 УК РСФСР 1960 года) за нарушение и злостное нарушение правил административного надзора. С 1 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Таким образом, данный правовой институт был восстановлен в российском законодательстве.

Задачами административного надзора в Законе определены: предупреждение совершения лицами, в отношении которых он был установлен, преступлений и других правонарушений; оказание на них индивидуального профилактического воздействия для защиты государственных и общественных интересов.

Иными словами, административный надзор призван быть одним из ключевых инструментов профилактики рецидивной преступности. Поэтому если происходит рост рецидивной преступности, то причина кроется, как правило, в ненадлежащем осуществлении административного надзора уполномоченными органами.

В этой связи возрастает роль прокурорского реагирования на обозначенном направлении деятельности.

В целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами полномочий, предоставленных вышеуказанным Федеральным законом, Генеральным прокурором Российской Федерации издан Приказ от 20 апреля 2013 г.

N 176 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Этим Приказом на прокуроров городов, районов и других территориальных прокуроров возложены обязанности по обеспечению соблюдения органами внутренних дел законодательства об административном надзоре.

При организации проверок деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора предписано проверять соблюдение требований закона при направлении заявлений о его установлении, продлении и досрочном прекращении, выполнении возложенных обязанностей при осуществлении надзора.

Впервые после издания данного Приказа Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2015 году проведена проверка деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора и его влияния на состояние рецидивной преступности, результаты которой свидетельствуют о необходимости активизации прокурорского надзора на данном направлении деятельности, а также о вскрывшихся проблемах и недостатках при осуществлении административного надзора. Основные аспекты проведенной проверки нашли отражение в подготовленном и направленном 21 июля 2015 года прокурорам субъектов Российской Федерации информационном письме «О состоянии законности при использовании органами внутренних дел законодательства об осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В частности, анализ результатов надзорной деятельности прокуроров показал, что вследствие ряда организационных упущений, отсутствия должного контроля административный надзор за указанной категорией лиц малоэффективен и характеризуется многочисленными грубыми нарушениями положений Федерального закона N 64-ФЗ. Об этом свидетельствует устойчивый рост числа зарегистрированных преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, на фоне общего снижения числа зарегистрированных преступлений. Так, в 2012 году лицами указанной категории было совершено 583 247 уголовно наказуемых деяний, что на 9,3% больше, чем годом ранее, в 2013 году количество таких преступлений выросло на 5,2% (613 779), а в 2014 году увеличилось еще на 3,5% и достигло 635 551. При этом их удельный вес в прошлом году составил 53,7% от всех расследованных преступных посягательств.

Кроме того, вместе с увеличением количества лиц, в отношении которых органами внутренних дел осуществляются надзорные функции, растет и число допускаемых сотрудниками полиции нарушений на данном направлении деятельности.

Если за 6 месяцев 2011 года прокурорами было установлено только 320 фактов несоблюдения требований закона, то в 2012 году — 2 456, в 2013 году их количество увеличилось практически вдвое (+ 95%) и составило 4 781.

В прошедшем году число выявленных прокурорами нарушений возросло еще на 76,3% и достигло практически 8,5 тыс.

В основном это связано с формальным подходом сотрудников органов полиции к индивидуальной профилактической работе в отношении поднадзорных лиц, наличием в делах административного надзора малоинформативных и недостоверных документов о проведенных проверочных мероприятиях по месту жительства (пребывания) последних, их поведении, материальном положении и т.п. При этом отсутствие контроля и непринятие своевременных мер по установлению административного надзора за ранее судимыми лицами зачастую приводят к совершению ими повторных преступлений.

Так, в Саратовской области под административный надзор не был взят ранее неоднократно судимый за тяжкие преступления Ч. Бесконтрольность позволила ему в ноябре 2014 года в Московской области совершить изнасилование 19-летней девушки с угрозой применения холодного оружия.

Только в 2014 году прокурорами выявлено 523 лица, в отношении которых при наличии предусмотренных законом оснований мер по установлению административного надзора не принималось. В связи с несвоевременным установлением административного надзора практически каждый четвертый (142) вновь совершил запрещенное уголовным законом деяние.

Между тем не всегда случаи неустановления административного надзора при наличии на то законных оснований происходят по вине сотрудников органов внутренних дел.

Большое количество упущений на этом направлении допускается работниками исправительных учреждений, которые в нарушение ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ и ч. 1 — 3 ст. 173.

1 УИК РФ в суд с заявлениями об установлении административного надзора не обращаются.

К примеру, администрацией ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми не направлено в суд заявление об установлении административного надзора в отношении освободившегося в июне 2013 года С.

, который в период нахождения в местах лишения свободы злостно нарушал установленный порядок отбывания наказания. Находясь без надзора, С. вновь совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст.

162 УК РФ, за которое в июне 2014 года осужден на 5 лет лишения свободы.

Ввиду допущенной сотрудниками ФКУ ИК-8 УФСИН России по Астраханской области халатности не был установлен административный надзор в отношении П., судимого за совершение преступления, посягающего на половую неприкосновенность несовершеннолетнего. В результате менее чем через год после освобождения П. совершил убийство малолетней К.

Также выявляются многочисленные нарушения положений ст. 12 Федерального закона N 64-ФЗ, определяющих полномочия органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, и факты бездействия должностных лиц полиции при грубом несоблюдении поднадзорными лицами возложенных на них ограничений или игнорирования поступившей оперативно значимой информации.

Прокурором Кузоватовского района Ульяновской области в ходе проверки дела об административном надзоре в отношении С. установлено, что последний с февраля 2014 года самовольно оставил место проживания, не прибывал на регистрацию в отдел полиции, совершил 9 административных правонарушений.

При этом, как усматривалось из материалов дела, соответствующих мер профилактики и воздействия должностными лицами полиции не принималось.

Аналогичные нарушения выявлены при проверке в ОП N 7 УМВД России по г. Липецку дела Т. Несмотря на имевшиеся сведения о несоблюдении указанным лицом ограничений, возложенных на него судом, привлечение его к ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ не инициировалось.

в 2014 году неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений, в том числе за неисполнение возложенных на него судом ограничений, и характеризовался отрицательно.

Между тем уполномоченными должностными лицами ОВД Псковской области не предпринято мер к продлению административного надзора или проведению дополнительных надзорных мероприятий.

Только в истекшем году прокурорами выявлено 259 нарушений, связанных с непринятием мер по привлечению лиц, уклоняющихся от административного надзора, к уголовной ответственности (в 2013 году — 142).

Зачастую должностные лица органов внутренних дел прибегают к фальсификации служебных документов. Например, в ОП «Фрунзенский» УМВД России по г.

Ярославлю сотрудником полиции составлен акт о посещении поднадзорного Ч.

Как показала прокурорская проверка, за четыре месяца до составления данного документа поднадзорный был осужден к реальному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.

В ОМВД России по Аскизскому району Республики Хакасия в деле в отношении поднадзорного Т. обнаружены незаполненные бланки актов указанных проверок с подписями поднадзорного лица.

Сотрудником ОМВД России по Колпинскому району г. Санкт-Петербурга в рапортах о посещении по месту жительства К. указывались сведения о том, что им был проведен опрос матери поднадзорного, и последний постоянно проживает вместе со своей супругой. Вместе с тем результаты проверки показали, что жена К. умерла в 2009 году, а мать — глухонемая.

Подобные факты носят повсеместный характер. Несмотря на это, в ряде прокуратур субъектов Российской Федерации вопросам исполнения в органах внутренних дел законодательства об административном надзоре уделяется недостаточно внимания.

К примеру, в Архангельской области прокурорами в 2012 — 2014 годах выявлено лишь 33 нарушения, выразившихся в ненадлежащем исполнении работниками полиции полномочий по осуществлению административного надзора.

В то же время сотрудниками центрального аппарата МВД России в ходе выезда в территориальные органы внутренних дел названного региона вскрыто 45 случаев отсутствия административного надзора в отношении лиц, совершивших в течение года после отбытия наказания два и более административных правонарушения.

В Республике Калмыкия установлено 5 фактов непринятия мер реагирования в отношении поднадзорных лиц, не прибывших для регистрации в территориальные органы внутренних дел, при этом надзирающими прокурорами в анализируемые периоды не было выявлено ни одного нарушения закона на данном направлении деятельности.

Такое отношение к исполнению должностных обязанностей не отвечает задачам, определенным Федеральным законом N 64-ФЗ, по предупреждению совершения лицами, в отношении которых он был установлен, преступлений и других правонарушений, оказанию на них индивидуального профилактического воздействия для защиты государственных и общественных интересов.

В этой связи названное информационное письмо, направленное всем прокурорам и содержащее типичные примеры вскрытых нарушений законодательства и недостатков прокурорского надзора, нацелено на активизацию их надзорной деятельности и обеспечение своевременного выявления, пресечения и предупреждения нарушений законности в указанной сфере.

Источник: https://zakoniros.ru/?p=16964

Ссылка на основную публикацию