Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

Обстоятельства, исключающие административную ответственность – факторы, которые, несмотря на имеющиеся основания полагать, что было совершено нарушение, обязывают не привлекать к ответственности или прекратить производство уже начатого дела.Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

Законодательное регулирование

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, установлены федеральным КоАП. Регионы на данные положения путем принятия собственных законов влиять не могут. Тоже относится и к органам власти, выстроенным в иерархическом порядке (например, ФАС или полиция и т. д.).

Органы власти вправе давать разъяснения о применении законодательства. Наиболее важные среди них – те, что даны судебной властью, в особенности – ВС РФ. Его обзоры практики на конкретных примерах либо разъяснения общего характера в Постановлениях пленумов играют серьезную роль, их цель — унифицировать применение законодательства.

Смысл правого явления

Закон построен таким образом, что нельзя привлечь к ответственности человека или организацию, если имеются частичные признаки совершения нарушения. Привлечение к ответственности в некоторых случаях или бессмысленно, или вредно.

Нельзя забывать главные цели назначения наказания:

  • предупредить новые нарушения;
  • защитить интересы общества и отдельных его членов.

Привлечение виновного без учета обстоятельств, исключающих административную ответственность, делает выполнение этих задач невозможным.

И наложенные ограничения или принудительные меры приведут к только дополнительным проблемам, в частности, падает авторитет органов власти.

Нечто общее из практики применения

Кодекс менялся неоднократно. В течение последних трех лет дополнения и уточнения в одну лишь ст. 24.5 вносились несколько раз. Тем не менее, кое-что осталось неизменным. Достаточно наличия хотя бы одного исключающего обстоятельства, чтобы прекратить дело.

Не имеет значения, об отсутствии состава административного правонарушения или о чем-то ином идет речь.

Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

Что это значит? Например, сотрудник полиции начал составлять протокол, фиксируя нарушение ПДД, но лишь через время узнал, что привлекаемому лицу меньше 16 лет. Одного этого достаточно для прекращения дела. Все иные факты теряют юридическое значение.

Дело по закону прекращается на любом этапе производства, и некоторые чиновники дожидаются передачи материалов, не имеющих перспективы, в суд. По их словам, наказание за это меньше, чем за вынесение самостоятельного решения.

Какие факторы исключают ответственность?

Перечень обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности:

  • отсутствует событие нарушения;
  • отсутствие состава нарушения, в частности, виновному лицу нет 16 лет, значит, оно не в полной мере отвечает за свои действия;
  • виновное лицо находилось в состоянии невменяемости;
  • имела место крайняя необходимость;
  • закон об амнистии, исключающий и административную ответственность;
  • отмена статьи закона, по которой привлекают к ответственности, если только за это же нарушение не введено уголовной ответственности;
  • за те же нарушения уже гражданина привлекали к ответственности, и он признан виновным или невиновным либо за те же действия возбуждено уголовное дело;
  • привлекаемое лицо умерло;
  • ликвидация юридического лица, в отношение которого ведется административное производство;
  • вышел срок давности привлечения;
  • иные обстоятельства, исключающие административную ответственность по КоАП РФ.

Нет события нарушения

Нет действия или бездействия, которые можно было бы трактовать в качестве нарушения. Например, водитель, в автомобиле, на стоянке или другом месте, где разрешено останавливать транспорт, распивает спиртные напитки. Сотрудник полиции, заметивший это, не вправе предъявлять претензии, пока автомобиль с тем же человеком за рулем не сдвинется с места.

Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

Вся остальная информация о человеке, его автомобиле уже не имеет правового значения.

Состав нарушения

Состав нарушения – юридическое понятие. Его элементы расписываются в КоАП РФ с ми.

В него включаются три элемента:

  • объективная сторона;
  • субъективная сторона деяния;
  • субъект нарушения.

Первый представляет собой видимую часть состава: действие или бездействие, то, что заметно окружающим. Например, зафиксирована продажа алкогольной продукции несовершеннолетним гражданам. Однако спустя отрезок времени выясняется, что покупатели уже обладают правом на приобретение спиртного.

Субъективная сторона представляет собой внутреннее состояние человека, его отношение к происходящему. В юриспруденции применяется термин «вина». Она бывает прямой или косвенной.

Прямая вина – осознанные действия, направленные на достижение незаконного результата. Косвенная связана с небрежностью или халатностью, человек допускал, что результатом его действий или бездействия станет нарушение закона.

Субъект – лицо, которое подозревается в нарушении. Под субъектом понимается лицо, обладающее возможностью совершить вменяемые ему действия.

Сюда включается достижение минимального возраста административной ответственности – 16 лет, обладание специальными правами или возможностями (нарушение ПДД водителями). Ряд статей КоАП затрагивает лиц, имеющих определенный статус или полномочия, например, пункты о нарушении правил использования бюджетных средств.

КоАП РФ с ми отмечает и другие элементы состава нарушения, но они выделены в качестве отдельных факторов, отменяющих наступление ответственности, и рассмотрены ниже.

Особенности психического состояния человека

Расследуя нарушения, в частности, связанные с насилием или употреблением лекарств, наркотиков, изучают психическое состояние человека.

В законе присутствует термин вменяемость. Он упоминается в ст. 2.8 и в ст. 24.5 КоАП РФ. Так оценивается способность держать под контролем собственные действия и осознавать их. Часто в разговорах упоминают: «словно ум за разум зашел», «помутнение рассудка» и другие подобные выражения.

Степень вменяемости определяется заключением эксперта. Невменяемость характерна и для психически больных людей, обладающих стойкими расстройствами психики, и для тех, кто временно оказался в таком состоянии.

Причина временного помешательства заключается в болезнях, чрезвычайных обстоятельствах (насилие, угроза жизни близкому человеку и т.д.).

Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

Выясняется, находился ли человек в момент совершения нарушения в болезненном состоянии или расстройство психики не оказывало никакого воздействия.

Расстройства психики — явление нестабильное, наблюдаются периоды и просветления, и обострения. Значительная часть больных сталкивается с нарушениями психики в короткие промежутки времени. И лишь наличия болезни недостаточно, чтобы определить степень вменяемости.

Крайняя необходимость

Термин употребляется и в ст. 24.5 КоАП РФ и в других его положениях. Крайняя необходимость – условия, при которых причинение вреда, нарушение иного интереса, защищаемого законом, освобождают человека от ответственности.

Угрозу правам личности, государственным или общественным интересам нельзя было устранить иными методами. Результат от действий или бездействия лица должен быть соразмерным предотвращенному вреду. Устраненная угроза должна быть реальной, а не предполагаемой. Как правило, речь идет о ситуациях, когда действовать надо быстро и нет времени и возможности искать другой выход.

Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

Например, в каком случае водитель, доставляющий в больницу человека, освобождается от ответственности за превышение скорости?

  • имеется реальная угроза смерти или серьезного ухудшения здоровья;
  • по-другому никак не доставить человека в больницу или не сделать этого вовремя;
  • не нанесено вреда другим людям или имуществу.

Так же оцениваются действия лица, управляющего автомобилем в нетрезвом состоянии.

Если хотя бы из трех условий отсутствует, привлечения к ответственности не избежать.

Изменения в законодательстве

Согласно законодательству, дела об административной ответственности прекращаются или граждане освобождаются от ответственности, если:

  • отменена статья КоАП или другого закона, на основе которой возбудили дело;
  • объявлена амнистия.

Амнистия означает прекращение дел по определенным статьям, которые уже начаты и по ним нет еще окончательного решения. Если дела рассмотрены, граждане освобождаются от наказания. Наказание отменяется полностью или частично.

Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

Закон об амнистии издается нижней палатой парламента. Он может исключать некоторые категории граждан, например, тех, кто ранее уже привлекался к ответственности в течение года за те же нарушения.

Запрет двойного наказания

Закон запрещает дважды наказывать за одно и то же действие. Яркий пример административной ответственности: гражданин попал в ДТП, и было вынесено постановление о наказании. Уже вновь его за ту же аварию привлечь нельзя.

Если вынесено решение, которым человек признан невиновным, открытие нового производства запрещается.

Если срок истек, и решение по существу не было вынесено, производство прекращается, и постановка вопроса о виновности запрещена.

Не так давно проявилась новая тенденция. За некоторые деяния, совершенные в первый раз, граждане привлекаются к административной ответственности. За те же действия, совершенные в период, пока лицо считается ранее привлеченным, уже возбуждается уголовное дело. Базой для него служат ранее вынесенное постановление и рапорты сотрудников полиции.

Например, подобным образом привлекают к ответственности за уклонение или отказ платить алименты.

Смерть человека или прекращение существования организации

Смерть человека означает прекращение всех его прав и обязанностей, часть из них становится наследством, часть исчезает полностью. Второй вариант вполне распространяется на любой пример административной ответственности.

Если же привлекается организация, смерть директора или другого привлеченного должностного лица освобождает лишь их. В отношении юридического лица производство продолжается.

Оно подлежит прекращению с момента ликвидации организации, которым считается аннулирование записи из реестра организаций, неважно, по решению суда или учредителей организации.

Читайте также:  Увольнение при банкротстве предприятия: очередность действий и необходимые документы

Сроки давности

Какие обстоятельства исключают привлечение к административной ответственности вдобавок к тем, что описаны ранее? Сроки давности, их истечение.

Предполагается два варианта учета:

  • с момента совершения нарушения;
  • с момента его выявления соответствующим органом власти.

Если оно произведено иными должностными лицами, материалы направляются в компетентный орган. Сроки также продолжают течь.

Если материал должен передаваться в суд, давность привлечения к административной ответственности – 3 месяца, если иной орган – 2 месяца.

Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

Если речь идет о специальном праве (управлении транспортом, другими механическими средствами, охоте, хранении оружия и др.), период времени привлечения к ответственности – 12 месяцев с момента совершения или выявления нарушения.

  • При нарушениях антимонопольного законодательства и совершении некоторых иных нарушений, сроки исчисляются с момента вынесения решения комиссией, которая выявила нарушение.
  • По нарушениям в Антарктике исчисление времени начинается после передачи материалов должностному лицу.
  • Таким образом, давность привлечения к административной ответственности учитывается по-разному.

Иные обстоятельства

Они обозначены непосредственно в примечаниях к статьям КоАП. Например, гражданина не привлекают к ответственности за приобретение наркотиков или лекарств без рецепта для собственного употребления, если он их заранее сдал.

Закон содержит и оговорки, исключающие или отменяющие применение примечаний и описанный пример административной ответственности не единственный в этом роде.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение

Они перечислены в ст. 4.2. Кодекса. Их наличие в деле не освобождает от ответственности, но орган, выносящий решение, назначая наказание, обязан выбрать наиболее его мягкий вариант.

Закон не ограничивает должностных лиц перечнем из этой статьи или других положений кодекса. В качестве смягчающих обстоятельств разрешено учитывать иные, не предусмотренные законодательством, факторы или обстоятельства. В сравнении с ними отягчающие учитываются при условии непосредственного указания кодексом.

Источник: https://BusinessMan.ru/obstoyatelstva-isklyuchayuschie-administrativnuyu-otvetstvennost-st-koap-rf-kommentarii.html

Какие обстоятельства являются исключающими административную ответственность

Особенности, помогающие избежать ответственности, могут носить различный характер. Чтобы детальнее их рассмотреть и примерить на конкретный случай, необходимо обратиться к Кодексу об административных правонарушениях (сокращенно КоАП).

Установление основания для прекращения производства указано в статье 24.5 данного кодекса.

Кроме ответственности физических лиц, законом предусмотрена административная ответственность государственных служащих.

Каждый гражданин должен знать, куда обращаться, если среди должностных лиц будут представители, осуществляющие деятельность вне норм закона.

Беззаконие должно быть наказано, поэтому нужно знать свои права и свободы и при необходимости умело использовать полученные знания, защищая свою правовую позицию.

Понятие ответственности

Понятие, характер и особенности административной ответственности (далее АО) конкретно указаны в КоАП РФ. Закон предусматривает под данным понятием вид юридической ответственности. Основополагающей причиной для несения АО будет совершение административного проступка.

Данные нарушения или проступки можно охарактеризовать следующим образом:

  • нарушение общественного порядка;
  • нарушение права собственности и других свобод граждан;
  • противоправность (связь с другими отраслями права, охраняемыми мерами АО);
  • умышленность действия и бездействия;
  • неосторожность;
  • антиобщественный порядок действий или бездействий (противоречит общественным нормам и правилам).

Проступком административного характера является правонарушение, предусмотренное нормами действующего КоАП РФ. Указанные правонарушения могут быть совершены, как нарочно, так и непреднамеренно.

Противоправные действия, совершенные с умыслом, караются строже, чем непредумышленные. В любом случае правонарушение считается виновным действием или бездействием.

Если вины в деянии не находят, то правонарушение нельзя назвать административным.

К списку лиц, которые могут отвечать перед законом за совершение административных правонарушений, относятся граждане, достигшие шестнадцати лет.

Когда на момент совершения противоправного деяния гражданину исполнилось шестнадцать лет, только тогда его можно привлечь к ответственности.

Юридическая практика подчеркивает, что бывают случаи, когда на лицо все признаки правонарушения, но АО не наступает.

В кодексе указано, что одним из условий применения к виновнику мер административного характера является отсутствие наказания за такое деяние в уголовном производстве. Если за деянием закреплена уголовная ответственность, то административное наказание не наступает.

Ответственность административного плана предусматривает определенные основания, по которым она применяется. Их всего три, но каждое из них взаимосвязано с другими:

Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

  • фактическое (само правонарушение, его состав и соответствующий виновник);
  • юридическое (наличие ответственности за нарушение в актуальном законодательстве);
  • процессуальное (протокол о совершенном правонарушении, составленный уполномоченным сотрудником госаппарата).

Условия административной ответственности могут функционировать только вместе, потому что отсутствие хотя бы одного из них исключает применение АО. Действия, перечащие установленным в обществе законам, могут относиться как к административным, так и к уголовным нарушениям. При этом на законодательном уровне конкретно установлено отличие между ними.

Как пример, хищение имущества, принадлежащего другому гражданину, считается мелким, если его общая сумма не превышает пять минимальных заработных плат. В таком случае наступает АО, а в противном — не избежать уголовной ответственности за данное преступление.

Процесс привлечения

Привлечение виновных лиц к ответственности возможно только при условии, что у виновных была возможность соблюсти предусмотренные законом нормы, но они не сделали ничего для этого. Если все признаки административного правонарушения на лицо, то это является фактическим условием для привлечения виновного к ответу в рамках административного права.

При этом привлечение к АО имеет свои основания:

  • наличие вины вне зависимости от ее характера (есть умысел или нет);
  • достижение виновником возраста привлечения к АО;
  • соблюдение сроков давности;
  • состояние крайней необходимости;
  • невменяемость виновника;
  • прямая связь между нарушением и его последствием;
  • обстоятельства, которые могут смягчить или усугубить АО.

АО применяется в определенных случаях и имеет свои особенности. К таким относится и состав административного правонарушения. Установление состава нарушения основывается на таких элементах:

  • объект (отношения, на которые посягает незаконное деяние);
  • субъект (виновник);
  • объективная сторона (содержание деяния, то есть его направленность, последствия, способ, средства, место и прочие особенности);
  • субъективная сторона (вина, цели и мотив, исходя из которых совершено незаконное деяние).

Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

Существуют особенности, которые могут значительно уменьшить или вовсе исключить АО. Основания для смягчения наказания могут быть следующими:

  • раскаяние;
  • сообщение о содеянном действии в соответствующие органы;
  • содействие виновного при расследовании;
  • состояние аффекта, основываясь на заключении психиатра;
  • прекращение незаконного проступка;
  • возмещение причиненного вреда;
  • предотвращение последствий;
  • устранение правонарушения;
  • недостаточный возраст для несения АО;
  • беременность на момент совершения проступка.

Наличие одного из перечисленных факторов может значительно уменьшить степень привлечения к ответственности. При этом у каждого из перечисленных факторов есть свои особенности.

Например, раскаяние как смягчающее обстоятельство применяется при соблюдении таких условий: признание субъектом своей вины в полном объеме, негативное отношение к совершенному деянию и отрицательная оценка своих действий.

Главным условием является добровольность, потому что раскаяние под принуждением не будет смягчающим.

Сообщить в органы правопорядка о нарушении нужно до того, как это сделает потерпевший, тогда такое сообщение могут назвать смягчающим. Содействие следствию выражается в представлении нужных материалов, указании свидетелей и предоставлении прочих полезных материалов и сведений, которые могут значительно ускорить расследование.

Прекратить незаконное деяние — означает добровольно вернуть все в первичное состояние. Как пример можно привести возврат потерпевшему украденного имущества. Смягчающие основания имеют общую черту — добровольность и инициативность виновника.

Исключающие обстоятельства

Существуют обстоятельства, исключающие административную ответственность. Если таковые присутствуют в конкретном деле, то привлекаться к ответственности виновник не будет. Установление исключающих обстоятельств регламентируется законом и зафиксировано в КоАП.

Полного или исчерпывающего списка исключающих обстоятельств в кодексе нет, но там указаны основные условия для прекращения АО. К таким относятся:

Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

  • совершение проступка в ситуации, когда это крайне необходимо;
  • проступок совершен вследствие самообороны;
  • виновник признан невменяемым;
  • совершение административного правонарушения при оказании действий по задержанию преступника (имеется ввиду причинение данному лицу вреда, попадающего под АО);
  • совершение проступка гражданином, не достигшим шестнадцати лет;
  • истекла давность для привлечения виновных лиц к ответственности;
  • событие административного проступка отсутствует;
  • обнаружение отсутствия состава правонарушения;
  • действие виновного попадает под амнистию;
  • закон, который предусматривал АО по данному проступку, отменен;
  • смерть виновника и другие.

Ситуациями крайней необходимости могут быть проступки, совершенные намеренно для защиты своей жизни и здоровья при наличии явной угрозы. Это отличается от умышленных противоправных действий без крайней необходимости или самозащиты.

Если действие совершено, исходя из общественно важных мотивов, то АО не применяется. Если оборона была действительно необходимой, то никаких претензий к виновнику не будет, так как потерпевший получил по заслугам.

Установление отсутствия события правонарушения означает отсутствие деяния.

Другими словами не удалось подтвердить факт совершения незаконных и перечащих нормам действий или бездействий.

Если отсутствует состав проступка, то другими словами не удалось установить вину субъекта, совершившего противоправное действие. Состав проступка отсутствует в следующих случаях:

  • виновнику не исполнилось шестнадцать лет;
  • невозможно провести установление формы вины;
  • состояние невменяемости привлекаемого гражданина.

Особенности привлечения к ответственности также заключаются в том, что действующие законы подлежат изменениям и иногда даже отмене, поэтому законодатель может издать акт амнистии. Данный документ будет означать, что АО в конкретной ситуации не наступит.

Сроки давности за административный проступок колеблются от шестидесяти дней до шести лет. Давность напрямую зависит от тяжести правонарушения.

Если потерпевший затянул с обращением в правоохранительные органы и пропустил указанный срок, то виновник может сослаться на его пропуск и не нести АО за проступок.

Ответственность лиц госаппарата

Список обстоятельств, исключающих административную ответственность

Отдельным аспектом в административном праве является ответственность должностных лиц.

При этом закон гласит, что административная ответственность государственных служащих имеет свои особенности, когда таковые относятся к числу должностных лиц.

Гражданина, выполняющего функции представителя власти, можно причислить к ряду должностных лиц. При этом не имеет значения, на временной или постоянной основе он выполняет наложенные функции.

Читайте также:  Ответственность и виды наказания при уклонении от обязательств перед детьми: что грозит за неуплату алиментов

Основаниями для привлечения должностных лиц к АО будут:

  • совершение административного проступка;
  • неисполнение служебных функций;
  • исполнение своих профессиональных обязанностей недолжным образом.

При фиксации определенных противоправных действий или бездействий должностных лиц нужно проследить, чтобы таковые не относились к уголовной ответственности. Установление факта нарушения, при котором применяются меры уголовной ответственности, накладывает на должностных лиц более суровое наказание. В этом и состоит главное отличие административной и уголовной ответственности.

Наступление уголовной ответственности связано с такими преступлениями должностных лиц:

  • злоупотребление полномочиями;
  • безосновательное повышение должностных полномочий;
  • присвоение должностных полномочий другого чиновника;
  • коррупция;
  • участие в предпринимательской деятельности (что запрещено на законном уровне) и прочее.

Если со стороны чиновников открыто нарушается закон, то нельзя сидеть, сложив руки. Нужно бороться за справедливость и использовать для этого актуальный закон. Если возникли трудности с толкованием закона, то можно обратиться к компетентным специалистам. Бесплатную консультацию реально получить в интернете в режиме онлайн.

Источник: https://podachaiska.ru/stati/administrativnaya-otvestvennost.html

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Всеми процессуальными кодексами, в том числе и Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусматривается закрытый перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что лицо не может быть привлечено к ответственности, а производство по юридическому делу – продолжено.

Обстоятельства, исключающие административно-юрисдикционное производство – юридические факты, которые свидетельствуют о невозможности или нецелесообразности привлечения лица к административной ответственности.

Юридическое значение данных обстоятельств состоит в следующем:

  • подлежат установлению по каждому административному правонарушению (п. 6 ст. 26.1 КоАП РФ);
  • препятствуют возбудить дело о правонарушении (ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ);
  • влекут прекращение дела о правонарушении (ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Классификация обстоятельств, исключающих административно-юрисдикционное производство

Причины, по которым производство по факту административного правонарушения должно быть прекращено, могут быть различными. Вся совокупность данных обстоятельств может быть классифицированы на:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • объективные (связанные с правонарушением);
  • субъективные (связанные с личностью правонарушителя).

Объективные обстоятельства при этом можно подразделить на фактические, характеризующие собственно действие (бездействие), и юридические, связанные с правовым регулирование ответственности за данное деяние.

По времени возникновения обстоятельства, исключающие административно-юрисдикционное производство, делятся на:

  • ретроспективные, возникшие до момента рассмотрения дела субъектом административной юрисдикции;
  • перспективные, возникшие во время рассмотрения юридического дела.

Краткая характеристика обстоятельств, исключающих административно-юрисдикционное производство

  1. Отсутствие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Данное основание прекращения дела означает, что органом административной юрисдикции не установлено факта совершения деяния, запрещенного КоАП РФ.
  2. Действие в условиях крайней необходимости (ст. 2.7, п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).Не может считаться противоправным деяние, формально подпадающее под норму КоАП РФ, но совершенное в целях предотвращения опасности, угрожавшей личности, обществу или государству. При этом закон указывает на два критерия правомерности таких действий: невозможность устранить угрозу иным способом и причинение меньшего вреда, чем предотвращенный.
  3. Отсутствие состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В данном случае несмотря на то, что факт деликта имел место, дело прекращается за отсутствием какого-либо обязательного объективного или субъективного признака состава правонарушения.В особую группу следует выделить требования к субъекту правонарушения: недостижение гражданином возраста административной ответственности или его невменяемость означают необходимость прекратить административное дело.
  4. Амнистия или отмена закона, устанавливавшего ответственность за административное правонарушение.Акт амнистии может повлечь прекращение административного дела, только если правонарушитель попадает под действие данного акта (по признакам самого лица и совершенного им деяния). Прекращение производства по делу вследствие утраты силы законом возможно только в том случае, если в то же время не устанавливается уголовная ответственность за данное деяние.
  5. Истечение сроков давности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Длительность и порядок исчисления давностных сроков урегулирован ст. 4.5 КоАП РФ; данные нормы направлены на то, чтобы своевременно устранять последствия административных деликтов и наказывать лиц, их совершивших.Считается, что истечение срока давности свидетельствует об утрате деянием свойства противоправности и вредности.
  6. Наличие вступившего в силу решения по данному факту (п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).Обязательность судебных и правоприменительных решений заключается в том, что при наличии неотмененного решения по существу дела (как административного, так и уголовного) невозможно осуществлять еще одно, параллельное рассмотрение того же факта.
  7. Смерть физического лица или ликвидация юридического лица (п. 8 и 8.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Специфическим основанием прекращения административно-юрисдикционного производства выступает его совершение военнослужащими или лицами, имеющими специальные звания (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ). Когда будут выяснены все обстоятельства деликта, производство по делу подлежит прекращению с целью привлечения виновных лиц к иному виду ответственности – дисциплинарной.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_administrativnoe_pravo/obstoyatelstva_isklyuchayuschie_proizvodstvo_po_delu_ob_administrativnom_pravonarushenii/

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

Обстоятельства, исключающие административную ответственность — установленные законодательством юридические факты, при наступлении которых административная ответственность не наступает.

Такими обстоятельствами являются:

  • 1. Возраст, по достижении которого лицо привлекается к административной ответственности — 16 лет на момент совершения административного правонарушения.
  • 2. Крайняя необходимость.
  • 3. Невменяемость.
  • 4. Малозначительность совершенного административного правонарушения.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о несовершеннолетнем правонарушителе (в возрасте от 16 до 18 лет), комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) лицо, совершившее административное правонарушение, может не привлекаться к административной ответственности при условии применения к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Противоправные действия в условиях крайней необходимости, то есть совершение административного правонарушения в целях устранения опасности, которая угрожала личности, правам правонарушителя или других лиц, интересам общества или государства в случае, если невозможно было устранить опасность другим, правомерным способом, и в случае, если причиненный вред менее значителен по сравнению с предотвращенным вредом. ( См. ст. 2.7. КоАП РФ).

Не подлежит привлечению к уголовной ответственности лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии невменяемости, то есть в условиях невозможности осознания своих действий (бездействий) или невозможности руководить своими действиями (бездействиями) вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. (См. ст. 2.8. КоАП РФ).

Судья, орган или должностное лицо, уполномоченные на решение дел об административных правонарушениях, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности в случае малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.( См. ст. 2.9. КоАП РФ).

Законом также установлен перечень обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении:

  • 1. Отсутствие события административного правонарушения.
  • 2. Издание акта амнистии, если этот акт устраняет применение административного наказания.
  • 3. Отмена закона, который установил административную ответственность за то или иное действие (бездействие).
  • 4. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
  • 5. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. http://admin-laws.ru/administrativnoe-pravo-konspekt-lekczij/129-osvobozhdenie-ot-administrativnoj-otvetstvennosti.html
  • 6. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Существуют также некоторые ограничения в применении административной ответственности:

  • § Административный арест не может применяться к беременным женщинам; к женщинам, имеющим детей до 14 лет; несовершеннолетним; инвалидам I и II групп.
  • § Лишение права на управление транспортном средством не может применяться к лицам, которые управляют ими в связи с инвалидностью, за исключением ряда случаев ( к примеру, управление ТС в состоянии алкогольного опьянения)
  • § Лишение права охоты, конфискация или возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
  • § Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Источник: https://studwood.ru/1166876/pravo/obstoyatelstva_isklyuchayuschie_administrativnuyu_otvetstvennost

Административная ответственность

Понятие и особенности административной ответственности

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении уполномоченными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Основные черты (особенности) административной ответственности:

  1. Устанавливается как законами, так и подзаконными актами;
  2. Субъектами ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица;
  3. Основанием является административное правонарушение;
  4. За административные правонарушения налагаются административные взыскания;
  5. К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством;
  6. Применяется органами и лицами, не связанными с нарушителем служебными отношениями;
  7. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.
Читайте также:  Исковое заявление о расторжении брака образец и нюансы бракоразводного процесса

Основные принципы административной ответственности:

  1. Законность, т.е. неукоснительное соблюдение материального и процессуального закона;
  2. Ответственность за вину, т.е. административное взыскание может быть наложено только на лицо виновное в совершении административного правонарушения;
  3. Индивидуализация ответственности, т.е. применение ответственности должно всесторонне учитывать личность правонарушителя, степень антиобщественности проступка; смягчающие и отягчающие обстоятельства;
  4. Гуманизм, т.е. недопустимость причинения физических страданий, ущемления чести и достоинства лица, привлекаемого к ответственности;
  5. Неотвратимость, т.е. правонарушение должно быть раскрыто, правонарушитель – привлечен к ответственности, а наложенное взыскание – исполнено;
  6. Целесообразность, т.е. применение мер ответственности с учетом всех обстоятельств дела, семейного и имущественного положения правонарушителя, причиненного проступком вреда;
  7. Гласность ответственности, т.е. применение мер ответственности осуществляется в форме публичного процесса.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В ряже случаев, прямо предусмотренных законом, исключается административная ответственность лица, совершившего деяния, имеющие признаки административного правонарушения. Основание этого является наличие следующих обстоятельств, которые свидетельствуют об отсутствии вины в действиях вышеуказанного лица:

  1. Не достижение лицом возраста административной ответственности – 16 лет в общем случае 14 лет в случаях, прямо предусмотренных законом (мелкое хулиганство, мелкое хищение, нарушение правил проезда в общественном транспорте и др.) – (ст.4.3 КоАП);
  2. Невменяемость лица, т.е. неспособность лица отдавать отчет своим действиям и руководить ими в связи с психическим расстройством или слабоумием – (ст. 4.4 КоАП);
  3. Отсутствие заявления со стороны потерпевшего, т.е. лица, которому противоправными действиями причинен физический, материальный или моральный ущерб – (ст.4.5 КоАП).
  4. Осуществление лицом необходимой обороны, т.е. права на защиту жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения вреда посягающему. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам – (ст.5.1 КоАП);
  5. Причинение лицом вреда правонарушителю, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органом и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным – (ст.5.1 КоАП);
  6. Действия лица в состоянии крайней необходимости, т.е. для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем вред предотвращенный – (ст.5.3. КоАП);

Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.

  1. Действия лица в ситуации обоснованного риска для достижения общественно полезной цели, т.е. совершение деяний, соответствующих современным научно-техническим знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута путем, не связанным с риском, и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения его вредных последствий – (ст.5.4 КоАП).

Условия освобождения от административной ответственности

В ряде случаев закон предусматривает возможность освобождения от административной ответственности лица, виновного в совершении административного правонарушения. При этом считается установленным:

  1. Наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения;
  2. Целесообразность применения к лицу, его совершившего, меры ответственности.

Основанием освобождения от административной ответственности является характер правонарушения и личности правонарушителя.

Условиями освобождения лица от административной ответственности являются:

  1. Малозначительность совершенного правонарушения (ст.8.2 КоАП);
  2. Учет обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное правонарушение (ст.8.3 КоАП) при наличии одного из следующих обстоятельств:
    1. Предотвращение лицом вредных последствий правонарушения (п.2 ч.1 ст.7.2 КоАП);
    2. Добровольное возмещение или устранение лицом причиненного вреда либо исполнение возложенных на него обязанности, неисполнение которой влечет административное взыскание (п.3 ч.1 ст.7.2 КоАП);
    3. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п.6 ч.1 ст.7.2 КоАП);
  3. Примирение с потерпевшим либо его законным представителем (ст.8.4 КоАП) при совершении правонарушения (ст. 9.1-9.3, 10.6-10.9, 22.13 КоАП), влекущего (в соответствии со ст. 4.5 КоАП) административную ответственность по требованию потерпевшей стороны;
  4. Совершение правонарушения военнослужащим или иным лицом, на которое (в соответствии со ст.4.7 КоАП) распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, кроме прямо предусмотренных (ст.8.5 КоАП) случаев;
  5. Приобретение правонарушителем после наложения на него взыскания психической или иной тяжелой болезни, которая препятствует дальнейшему исполнению взыскания (ст.8.6 КоАП);
  6. Обладание лицом, совершившим правонарушение по ст.17.5 (занятие проституцией) статусом жертвы торговли людьми (ст.8.7 КоАП), т.е. совершение в отношении правонарушителя деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации (в соответствии со ст.171, 171′, 181, 181′, 187 УК).

Освобождение лица от административной ответственности может иметь следующие последствия:

  1. Объявление устного замечания, не влекущего правовых последствий;
  2. Передача материалов в трудовой коллектив, общественную организацию или товарищеский суд для принятия мер общественного воздействия;
  3. Замена административной ответственности дисциплинарной ответственностью.

Условия ограничения административной ответственности

В ряде случаев, предусмотренных законом, существует ограничение административной ответственности, которое может выражаться в невозможности применения конкретных видов административных взысканий к определенным субъектам, совершившим административное правонарушение:

  1. Административный арест не применяется:
    1. К несовершеннолетним;
    2. К женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних;
    3. К инвалидам I и II группы;
    4. К лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы;
    5. К лицам, ухаживающим за престарелыми, достигшими 80 лет;
    6. К беременным женщинам;
    7. К военнослужащим;
    8. К лицам, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства;
    9. К членам Совета Республики и депутатам Палаты представителей Национального собрания;
    10. К депутатам местных Советов депутатов;
    11. К судьям и народным заседателям.
  2. Исправительные работы не применяются:
    1. К несовершеннолетним;
    2. К инвалидам I и II группы;
    3. К лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
    4. К беременным женщинам;
    5. К военнослужащим;
    6. К женщинам старше 55 лет и к мужчинам старше 60 лет.
  3. Лишение специального права не применяется к лицам, управляющим транспортным средством, которое получено лицом в связи с его инвалидностью (за исключением предусмотренных законом случаев).
  4. Депортация не применяется к гражданам РБ.
  5. Штраф не применяется к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет (за исключением случаев, когда они имеют собственный доход).

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст.7.2 КоАП):

  1. Чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего правонарушение;
  2. Предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  3. Добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  4. Наличие на иждивении у физического лица, совершившего правонарушение, малолетнего ребенка;
  5. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
  6. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  7. Совершение правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим 70 лет;
  8. Совершение правонарушения беременной женщиной.

Суд или орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные не указанные выше обстоятельства.

Любое обстоятельство, прямо предусмотренное законом, в случае его присутствия в деле, учитывается в обязательном порядке.

Обстоятельства, отягчающими административную ответственность (ст.7.3 КоАП):

  1. Продолжение противоправного деяния, не смотря на требование прекратить его;
  2. Совершение правонарушения повторно;
  3. Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
  4. Совершение правонарушения группой лиц, т.е. хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавших в его совершении в качестве исполнителей;
  5. Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Совершение правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
  7. Совершение правонарушения в отношении женщины, беременность и роды которой заведомо известна физическому лицу, совершившему правонарушение;
  8. Совершение правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
  9. Совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  10. Совершение правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;
  11. Совершение правонарушения в отношении лица, заведомо для физического лица, совершившего правонарушение, являющегося несовершеннолетним, инвалидом, лицом преклонного возраста или лицом страдающим слабоумием.

Любые иные обстоятельства, не указанные в законе, не могут рассматриваться в качестве отягчающих. Исходя из обстоятельств дела, орган, ведущий административный процесс, может не признать отягчающим обстоятельство, указанное в п.2 (повторность правонарушения) при отсутствии родовой связи объектов правонарушения.

Источник: http://bip-ip.com/administrativnaya-otvetstvennost/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector