Виды монополистической деятельности, основы классификации, особенность правового регулирования

на товарных рынках.
Ограничение конкуренции органами власти

1. Монополистическая
деятельность

противоречащие антимонопольному
законодательству действия (бездействие)
хозяйствующих субъектов, направленные
на недопущение, ограничение или устранение
конкуренции (ст.
4 Закона о
конкуренции).

Монополистическая
деятельность является противоправным
поведением субъектов и рассматривается
как правонарушение. Для характеристики
правонарушения теорией права выработана
категория юридического состава
правонарушения, который следует раскрыть
применительно к монополистической
деятельности .

———————————

Подробно юридический
состав монополистической деятельности
проанализирован К.Ю. Тотьевым в работе:
Конкурентное право (правовое регулирование
конкуренции): Учебник. М.: Изд-во РДЛ,
2000. С. 176 — 181.

Объектом
данного правонарушения являются
охраняемые нормами антимонопольного
законодательства конкурентные
правоотношения. При этом недобросовестные
проявления конкуренции являются
противоправными и не подлежат правовой
защите.

С объективной
стороны

монополистическая деятельность
характеризуется как противоправное
деяние, выраженное в активном (действия)
или пассивном (бездействие) поведении.

Состав данного правонарушения формальный,
поэтому для привлечения субъекта к
ответственности достаточно установления
факта противоправности поведения.

Но
следует учитывать, что гражданско-правовая
ответственность наступает только при
наличии вредных последствий и,
соответственно, необходимо определение
причинной связи между противоправным
деянием и вредными последствиями.

Субъектами
данного правонарушения являются
хозяйствующие субъекты и субъекты,
действующие как группы лиц. Обратим
внимание, что в составе группы лиц к
ответственности может быть привлечено
лицо, не являющееся предпринимателем.

Субъективная сторона
монополистической деятельности находит
проявление в умышленной форме вины,
поскольку законодательное определение
содержит указание на направленность
(цель) такого противоправного поведения
.

———————————

В литературе
высказана и иная точка зрения, в частности,
С.А. Паращук полагает, что вина при
совершении монополистической деятельности
проявляется в форме умысла и неосторожности.
В последнем случае предприниматель
преследует цель получить дополнительную
прибыль, «…

такие действия могут
ограничивать или устранять конкуренцию
на рынке, но доказать умысел правонарушителя
в виде такой целенаправленности в этом
случае весьма затруднительно». См.:
Предпринимательское право Российской
Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно.
М.: Юристъ, 2003. С.

482 — 483.

Основания классификации
монополистической деятельности на виды
различны. Так, в зависимости от числа
участников такая деятельность проявляется
в индивидуальной или коллективной
форме, кроме того, монополистическая
деятельность может носить договорный
и внедоговорный характер исходя из
оформления отношений договором .

———————————

Субъектный критерий
классификации на сегодняшний день
использовать не представляется возможным,
поскольку деятельность органов власти,
направленную на ограничение, устранение,
недопущение конкуренции, законодательство
в качестве монополистической деятельности
не рассматривает. Данные изменения были
внесены в Закон
о конкуренции Федеральным законом
от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 41.
Ст. 3969. По данному вопросу см.: Паращук
С.А. Конкурентное право (правовое
регулирование конкуренции и монополии).
М.: Городец-издат, 2002. С. 170.

Законом
о конкуренции установлен запрет на
злоупотребление хозяйствующим субъектом
доминирующим положением на рынке и на
заключение (осуществление) ограничивающих
конкуренцию соглашений (согласованных
действий) хозяйствующими субъектами.
По существу, речь идет об индивидуальных
и коллективных
проявлениях монополистической
деятельности.

  • Статьей
    5 Закона о
    конкуренции запрещаются действия
    (бездействие) хозяйствующего субъекта
    (группы лиц), занимающего доминирующее
    положение, которые имеют либо могут
    иметь своим результатом недопущение,
    ограничение, устранение конкуренции и
    (или) ущемление интересов других
    хозяйствующих субъектов, в том числе
    такие действия (бездействие), как:
  • — изъятие товаров из
    обращения, целью или результатом которого
    является создание или поддержание
    дефицита на рынке либо повышение цен;
  • — навязывание контрагенту
    условий договора, не выгодных для него
    или не относящихся к предмету договора;
    необоснованный отказ от заключения
    договора с отдельными покупателями
    (заказчиками) при наличии возможности
    производства или поставки соответствующего
    товара;
  • — создание дискриминационных
    условий (препятствий) доступа на товарный
    рынок (выхода с рынка), дискриминационных
    условий обмена, потребления, приобретения,
    производства, реализации товара;
  • — нарушение установленного
    нормативными актами порядка ценообразования;
    установление, поддержание монопольно
    высоких (низких) цен;
  • — сокращение или прекращение
    производства товаров, на которые имеются
    спрос или заказы потребителей, при
    наличии безубыточной возможности их
    производства .
  • ———————————

Перечисленные
деяния могут быть отнесены как к
договорным, так и внедоговорным видам
монополистической деятельности.

При
этом договорные
виды связаны, например, с заключением
договора, одной из сторон которого
является доминирующий хозяйствующий
субъект, и направлены на дискриминацию
контрагента по договору.

Внедоговорные
виды направлены на ущемление интересов
заранее неопределенного круга
хозяйствующих субъектов.

При рассмотрении дел,
связанных с нарушением ст.
5 Закона о
конкуренции, является обязательным
установление факта наличия доминирующего
положения хозяйствующего субъекта
(группы лиц) . Но следует обратить
внимание, что удерживание доминирующего
положения само по себе не является
антиконкурентным, в качестве противоправного
рассматривается факт злоупотребления
доминирующим положением.

———————————

См.: Приказ
МАП РФ от 27 октября 2003 г. N 373 // БНА. 2004. N
6.

Установленный ст.
5 Закона о
конкуренции перечень действий, являющихся
нарушением антимонопольного
законодательства, не является
исчерпывающим. К числу противоправных,
например, могут быть отнесены действия
по навязыванию заключения договора
. Вместе с тем в соответствии с п.
2 ст.

5 Закона
данные действия (бездействие) хозяйствующего
субъекта в исключительных случаях могут
быть признаны правомерными,
если хозяйствующий субъект докажет,
что положительный эффект от его действий,
в том числе в социально-экономической
сфере, превысит негативные последствия
для рассматриваемого товарного рынка.

———————————

См.: п.
12 Обзора.

Статьей
6 Закона о
конкуренции установлен запрет на
заключение (осуществление) соглашений
(согласованных действий) (далее —
соглашения) , ограничивающих
конкуренцию.

Такие соглашения могут
быть заключены между хозяйствующими
субъектами, действующими на рынке одного
товара (горизонтальные или картельные
соглашения), возможно также заключение
соглашений не конкурирующими между
собой на соответствующем товарном рынке
хозяйствующими субъектами, получающими
(потенциальными приобретателями) и
предоставляющими (потенциальными
продавцами) товар (вертикальные
соглашения).

———————————

В научной литературе
высказываются различные мнения
относительно разграничения соглашений
и согласованных действий: 1) соглашения,
в отличие от согласованных действий,
документально оформлены; 2) соглашение
— договоренность о координации
деятельности, согласованные действия
— практическая реализация данного
соглашения; 3) соглашения и согласованные
действия — тождественные понятия. См.:
Даурова Т.Г. Эволюция
российского антимонопольного
законодательства
// Законодательство и экономика. 2004. N 1.
С. 72.

Соглашения, ограничивающие
конкуренцию, которые заключаются между
хозяйствующими субъектами, действующими
на рынке одного товара (конкурирующими
субъектами), имеют наибольшую опасность
для экономики.

Поэтому представляется
совершенно обоснованным, что запрет на
их заключение установлен независимо
от совокупной доли на рынке товара
участвующих в них хозяйствующих субъектов
.

В отличие от этого, заключение
вертикальных соглашений запрещено
только тем хозяйствующим субъектам,
совокупная доля которых на рынке
превышает 35 процентов.

———————————

Такое положение
соответствует законодательной практике
промышленно развитых стран. См.: Еременко
В.И. Конкурентное право РФ. М.: ИНИЦ
Роспатента, 2001. С. 261.

Соглашения хозяйствующих
субъектов в исключительных случаях
могут быть признаны правомерными,
если хозяйствующие субъекты докажут,
что положительный эффект от их действий,
в том числе в социально-экономической
сфере, превысит неблагоприятные
последствия для рассматриваемого
товарного рынка, либо если возможность
заключения такого соглашения хозяйствующими
субъектами предусмотрена федеральными
законами .

———————————

Исходя из норм п.
4 ст. 6, ст.
19.1 Закона о
конкуренции признание антимонопольными
органами таких соглашений правомерными
осуществляется до их заключения в форме
предварительного согласия.

Хозяйствующие
субъекты, имеющие намерение заключить
соглашение, вправе, но не обязаны
обратиться в антимонопольный орган с
заявлением о проверке соответствия
соглашения требованиям антимонопольного
законодательства.

Следует учитывать, что
в п.
1 ст. 6 Закона
о конкуренции исчерпывающим образом
определены виды соглашений, заключаемых
между конкурирующими хозяйствующими
субъектами (горизонтальные соглашения),
признание правомерности которых
законодательством не предусмотрено.
Такие соглашения приводят или могут
привести:

  1. — к установлению
    (поддержанию) цен (тарифов), скидок,
    надбавок (доплат), наценок;
  2. — повышению, снижению
    или поддержанию цен на аукционах и
    торгах;
  3. — разделу рынка по
    территориальному принципу, по объему
    продаж или закупок, по ассортименту
    реализуемых товаров либо по кругу
    продавцов или покупателей (заказчиков);
  4. — ограничению доступа
    на рынок или устранению с него других
    хозяйствующих субъектов в качестве
    продавцов определенных товаров или их
    покупателей (заказчиков);
  5. — отказу от заключения
    договоров с определенными продавцами
    или покупателями (заказчиками).

Закон
о конкуренции запрещает координацию
предпринимательской деятельности
коммерческих организаций, которая имеет
либо может иметь своим результатом
ограничение конкуренции. Нарушение
указанных требований является основанием
для ликвидации в судебном порядке
организации, осуществляющей координацию
предпринимательской деятельности, по
иску антимонопольного органа.

2. Ограничение конкуренции
федеральными органами исполнительной
власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, иными наделенными
функциями или правами указанных органов
власти органами или организациями
(далее
органы
власти, иные организации)
.

Нормы антимонопольного
законодательства устанавливают
требования, направленные не только
хозяйствующим субъектам, но и органам
власти, иным организациям, допускающим
в своей деятельности антиконкурентные
проявления. Форма таких проявлений
может быть индивидуальной или коллективной
(согласованной) .

———————————

См.: Князева И.В.
Антимонопольная политика в России:
Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2006. С. 319 — 356.

Индивидуальные
антиконкурентные проявления в деятельности
органов власти, иных организаций
выражаются в принятии актов и
(или) совершении действий, которые
ограничивают самостоятельность
хозяйствующих субъектов, создают
дискриминационные условия деятельности
отдельных хозяйствующих субъектов,
если такие акты или действия имеют либо
могут иметь своим результатом недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и
ущемление интересов хозяйствующих
субъектов.

———————————

К названным актам
относятся и нормативные правовые акты.
См.: п.
13 информационного
письма Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 13 августа
2004 г. N 80 «О некоторых вопросах,
возникающих в судебной практике при
рассмотрении арбитражными судами дел
об оспаривании нормативных правовых
актов» // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

Статьей
7 Закона о
конкуренции установлен примерный
перечень антиконкурентных актов
(действий) органов власти, иных организаций.

Направленность актов (действий) подобного
рода различна и может быть связана с
введением ограничений на создание новых
хозяйствующих субъектов в какой-либо
сфере деятельности, установлением
незаконных требований к процессу
осуществления предпринимательской
деятельности, необоснованным
предоставлением льгот отдельным
хозяйствующим субъектам .

Такие
акты (действия) органов власти, иных
организаций являются неправомерными
и признаются недействительными по
решению суда. Исключение составляют
согласованные с антимонопольным органом
решения о предоставлении льгот и
преимуществ хозяйствующим субъектам.

———————————

Антимонопольному
контролю подлежат только акты (действия),
оказывающие влияние на конкуренцию на
товарных рынках.

Закон
о конкуренции запрещает также наделять
органы власти, иные организации
полномочиями, осуществление которых
имеет либо может иметь своим результатом
ограничение конкуренции.

Читайте также:  Что нужно чтобы прописать ребенка: документы, органы регистрации и подводные камни

Кроме того,
установлен запрет на совмещение функций
органов власти, иных организаций с
функциями хозяйствующих субъектов ,
наделение хозяйствующих субъектов
функциями и правами указанных органов,
за исключением случаев, предусмотренных
законодательными актами Российской
Федерации.

———————————

В частности, в
положении, устанавливающем правовой
статус органа власти, не должны содержаться
нормы о выполнении определенных работ
или оказании услуг на коммерческой
основе и одновременно осуществлении
исполнительно-распорядительной
деятельности. См. п.
18 Обзора.

Коллективные
формы антиконкурентной деятельности
органов власти, иных организаций
выражаются в заключении в любой форме
соглашений органами власти, иными
организациями между собой либо между
ними и хозяйствующим субъектом, в
результате которых имеются или могут
иметь место недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и ущемление
интересов хозяйствующих субъектов.

Примерный перечень таких
соглашений установлен ст.
8 Закона о
конкуренции.

В частности, они приводят
или могут привести к повышению, снижению
или поддержанию цен (тарифов), разделу
рынка по различным основаниям, ограничению
доступа на рынок или устранению с него
хозяйствующих субъектов.

Соглашения
подобного рода не соответствуют нормам
антимонопольного законодательства и
признаются недействительными по решению
суда.

Нормы ст.
9 Закона о
конкуренции регламентируют антимонопольные
требования к проведению конкурса на
размещение заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд и нужд местного
самоуправления . Нарушение
установленных требований является
основанием для признания судом конкурса
недействительным.

———————————

См.: Федеральный
закон
от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. N 30
(ч. I). Ст. 3105.

При наличии признаков
нарушения антимонопольного законодательства
Федеральная антимонопольная служба
(ее территориальные управления) возбуждают
дела, по результатам рассмотрения
которых принимают решения и выдают
предписания
.

Предписания адресованы хозяйствующим
субъектам или органам власти, иным
организациям и обязательны для исполнения.

Следует обратить внимание, что
антимонопольный орган не вправе выдавать
предписания об отмене или изменении
противоречащих антимонопольному
законодательству актов законодательных
органов власти субъектов РФ. Такие акты
признаются недействительными на
основании решения суда.

———————————

Правила
рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства
утверждены Приказом ФАС от 2 февраля
2005 г. N 12 // БНА. 2005. N 20.

Решения или предписания
могут быть обжалованы в течение трех
месяцев со дня принятия или выдачи
решения или предписания.

Подача заявления
приостанавливает исполнение решения
и предписания антимонопольного органа
о перечислении в федеральный бюджет
дохода, полученного в результате
нарушения антимонопольного законодательства,
об изменении условий или о расторжении
договоров и иных сделок, о заключении
договоров с хозяйствующими субъектами
на время его рассмотрения в суде до
вступления решения суда в законную
силу.

Источник: https://studfile.net/preview/6704508/page:97/

Лекция № 39. монополистическая деятельность и ее виды

Лекция № 39. монополистическая деятельность и ее виды

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Доминирующее положение на рынке – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:

1) доля его на рынке определенного товара превышает 50 %, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8 %);

4) в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

  • 1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  • 2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
  • 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  • 4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
  • 5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
  • 6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
  • 7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
  • 8) создание дискриминационных условий;
  • 9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • 10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
  • По своим видам монополистическая деятельность делится на:
  • 1) индивидуальную;
  • 2) коллективную;
  • 3) договорную;
  • 4) внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:

  1. 1) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;
  2. 2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 %.
  3. Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:
  4. 1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
  5. 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
  6. Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:
  7. 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
  8. 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  9. 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;
  10. 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://law.wikireading.ru/33545

Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:

Виды монополистической деятельности (по субъектному признаку):

  1. монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов:
    • индивидуальная монополистическая деятельность (злоупотребление своим доми­нирующим положением на рынке);
    • коллективная монополистическая деятельность (в виде соглашений (согласованных действий), ограничивающих кон­куренцию).
  2. монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:
    • индивидуальная (формы проявления — акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления);
    • коллективная (в форме соглашений, согласованных действий).
  3. монополистическая деятельность на рынке финансовых услуг:
    • финансовых органи­заций;
    • органов исполнительной власти, Цент­рального банка РФ, органов местного самоуправления.
Читайте также:  Очередь на землю: постановка, порядок предоставления в правовом регламенте

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/monopolisticheskaya-deyatelnost-na-tovarnom-rinke-i-ee-vidi

Правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Конкуренция — это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей коммерческой деятельности.

  • В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей.
  • Это борьба за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товаров.
  • В условиях свободной конкуренции рост доходов одних фирм сопровождается разорением других, происходит концентрация и централизация производства и капитала, ведущая к образованию монополий и установления ими диктата на рынке производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • Для того чтобы не допустить этого, на поддержку конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство.
  • Опыт стран Запада по созданию и использованию антимонопольного законодательства свидетельствует о необходимости этой формы государственного регулирования рыночных отношений.

Первый закон, запрещавший монопольные соглашения, был принят в Канаде в 1889 г., затем в США — закон Шермана, широко известный как «хартия экономической свободы» (1890). В соответствии с этим законом создание монополий — преступление, которое влечет уголовное наказание: штраф до 5000 долл.

(впоследствии он был повышен до 50 000 долл.) и тюремное заключение на срок до одного года. Вскоре по этому образцу были приняты законы в Австралии и Новой Зеландии. В странах Европы антимонопольные законы были приняты в 1930-х гг. (Бельгия — 1935 г., Нидерланды — 1935 г., Дания — 1937 г.).

В России с учетом мирового опыта первым антимонопольным законом стал Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в ред. от 26 июля 2006 г.).

Этот Закон определил организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Он направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В дальнейшем в этой области был принят ряд законов: «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г.; «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. и др.

В настоящее время основным законодательным актом в сфере регулирования монополистической деятельности является Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.).

Современный рынок представляет собой организованную, спланированную и сбалансированную систему, которая дает потребителям независимость при покупке товара. В рыночных отношениях широко используются понятия, которые получили свое определение в Федеральном законе «О защите конкуренции».

  1. Товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  2. Товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
  3. Хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
  4. Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
  5. Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
  6. Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
  7. Признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов часто связана с их доминирующим положением.

Доминирующим положением закон признает положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка другие хозяйствующие субъекты, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другие хозяйствующие субъекты. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

  1. доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
  2. доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
  • Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением указанных законом случаев.
  • Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
  • совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);
  • в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
  • реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Но федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%.

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но который может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, если при этом в совокупности соблюдаются следующие условия:

  1. хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
  2. доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
  3. реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
  4. изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.
Читайте также:  Каким способом и можно ли вернуть вещь, купленную на рынке: сроки и правила, регламентируемые законом

Доминирующее положение на рынке может быть связано с действиями нескольких хозяйствующих субъектов. В этом случае согласованными действиями хозяйствующих субъектов законом определены действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

  • результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  • действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
  1. Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.
  2. Доминирующее положение может быть связано с группой лиц, которыми признается: совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=6450

Понятие и виды монополистической деятельности

Под монополистической деятельностью- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст.

11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; — разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

  • Техническое регулирование
  • техническое регулирование — «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».
  • В этом же нормативном документе приводится перечень основных понятий, необходимых для оптимального технического регулирования:
  1. 1) аккредитация, представляющая собой официальное признание Госорганом по вопросам аккредитации компетентности юридического или физического лица с возможностью выполнения работы в области оценки соответствия;
  2. 2) безопасность товара, процессов производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации, под которой подразумевается такое состояние, при котором полностью исключается риск возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу юридических или физических лиц и имуществу муниципальных и Государственных органов, окружающей экологии, а также жизни и здоровью животных и растений;
  3. 3) ветеринарно—санитарные и фитосанитарные меры, под которыми подразумеваются обязательные для исполнения процедуры и требования, создаваемые для защиты от рисков, которые возможны при проникновении, распространении и закреплении вредоносных и болезнетворных организмов, заболеваний и их переносчиков, включая случаи их распространения с помощью растений или животных посредством контактирования с товарами, грузами, транспортными средствами и различными материалами, из—за наличия разнообразных добавок, токсинов, других загрязняющих веществ, сорных растений, вредителей, болезнетворных организмов, которые могут находиться в кормах и пищевых продуктах, а также процедуры и требования для защиты от распространения иных возможных вредных организмов;
  4. 4) декларирование соответствия, представляющее собой форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  5. 5) декларация о соответствии, под которой понимается документ, удостоверяющий соответствие выпускаемого в обращение товара требованиям различных технических регламентов;
  6. 6) заявитель, который представляет собой некое физическое или юридическое лицо, осуществляющее подтверждение соответствия в обязательном порядке;
  7. 7) знак обращения на рынке, под которым понимается обозначение, служащее для снабжения потребителей информацией о степени соответствия выпускаемого на рынок товара требованиям технических регламентов;
  8. 8) знак соответствия, представляющий собой обозначение, служащее для информирования потребителей какого—либо товара на предмет его соответствия требованиям сертификационной системы или национальному стандарту;
  • 9) идентификация продукции, которая подразумевает под собой выявление характеристик тождественности товара его существенным признакам;
  • 10) контроль (надзор) над следованием требований разнообразных технических регламентов, представляющий собой проверку выполнения предпринимателем или юридическим лицом требований технического регламента к выпускаемой продукции, а также к процессам производства, хранения, перевозки, использования, реализации и утилизации, в том числе и принятие адекватных мер по результатам проверки;
  • 11) Международный стандарт, под которым подразумевается стандарт, принятый международной организацией;
  • 12) национальный стандарт, под которым подразумевается стандарт, принятый национальным органом по стандартизации;
  • 13) орган по сертификации, представляющий собой любого предпринимателя или юридическое лицо, получившее аккредитацию по установленным правилам для целей проведения различных работ по сертификации;
  • 14) оценка соответствия, которая представлена в виде прямого или косвенного определения соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
  • 15) подтверждение соответствия, которое подразумевает под собой некое документальное удостоверение товара и других объектов и процессов производства, хранения, реализации, использования, утилизации, а также услуг и работ, подтверждающее соответствие стандартам, техническим регламентам, условиям договорных обязательств;
  • 16) продукция как результат деятельности, представленный в материально—вещественном виде, назначение которого состоит в последующем использовании для хозяйственных иных целей;
  • 17) риск как возможность нанесения вреда жизни и здоровью людей, а также различному имуществу, находящемуся в собственности каких—либо юридических или физических лиц либо государственных и муниципальных образований. Сюда же относится нанесение вреда окружающей экологической атмосфере и здоровью или жизни любых животных и растений с оговоркой о тяжести данного вреда;
  • 18) сертификация, представляющая собой форму осуществляемого Госорганом по сертификации документального подтверждения о соответствии данных объектов положениям технических регламентов, стандартов или условиям договоров;
  • 19) сертификат соответствия, представленный в виде документа, удостоверяющего соответствие объекта требованиям стандартов, технических регламентов и условиям договоров;
  • 20) система сертификации, представленная в виде совокупности правил проведения работ по сертификации, определения участников процесса сертификации, а также установление правил работы системы сертификации в целом;

21) стандарт, представляющий собой некий документ, в котором устанавливаются характеристики товара, правила и характеристики процессов его производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации.

В этот же список входят оказание разнообразных услуг населению и выполнение работ.

Кроме того, в стандарт могут быть включены требования, касающиеся упаковки, маркировки, этикеток, терминологии, а также правила по их употреблению;

  1. 22) стандартизация как деятельность по выработке тех правил и характеристик, которые могут использоваться множество раз и приводить к упорядочению в области товарооборота и производственной сфере, а также к развитию конкуренции на рынке товаров, работ или услуг;
  2. 23) техническое регулирование понимается как правовое регулирование всех отношений по вопросам установления и исполнения тех обязательных для выполнения требований, которые регулируют качество товара, процессы производства данного товара, а также вопросы, связанные с его хранением, реализацией, перевозкой и утилизацией, включая проведение различных работ и услуг населению. Второй областью применения правового регулирования становятся отношения по вопросу оценки соответствия;
  3. 24) технический регламент, представленный в виде документа, который может быть принят либо Международным договором РФ, либо Федеральным законом РФ, либо Постановлением правительства РФ, либо Указом президента РФ, формулирует обязательные для всех требования ко всем возможным объектам технического регулирования, а это: товары, различные строения и сооружения, процессы производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации;
  4. 25) форма подтверждения соответствия как определенный порядок документального удостоверения, в котором содержится подтверждение соответствия товара или любого другого объекта и процесса производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации, в том числе выполнение ряда работ и услуг, обязательным требованиям государственных технических регламентов, а также стандартам и условиям договоров.
  5. Согласно положениям Закона «О техническом регулировании» законодательство РФ состоит из данного Федерального закона, а также из ряда других нормативных актов,

принимаемых в соответствии с существующим уже на данный момент законодательством РФ по данному вопросу При этом фиксируется главенство Международных законов над данным российским законодательством в случае возникновения противоречий в урегулировании какого—либо вопроса. Согласно ст. 1 вышеозначенного Закона РФ, его правовые нормы помогают регулировать отношения, формирующееся:

  • 1) в процессе разработки, применения, использования, принятия в добровольном порядке требований к товарам, процессам их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, в том числе в области выполнения работ и предоставления различных услуг населению;
  • 2) в процессе оценки соответствия.
  • Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
  • В РФ предусмотрено использование следующих документов в области стандартизации:
  • — национальные стандарты (стандарты, утверждённые национальным органом РФ по стандартизации);
  • — правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • — общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (нормативные документы, распределяющие информацию в соответствии с её классификацией);
  • — стандарты организаций (стандарты, которые разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно, учитывая цели и принципы стандартизации, установленные Законом о техническом регулировании).
  • Своды правил – документы в области стандартизации, в которых содержатся технические правила и описание процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и которые применяются на добровольной основе.



Источник: https://infopedia.su/15x12a7a.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector