Разрешение на использование земельного участка без предоставления в собственность и ответственность за его отсутствие

Разрешение на использование земли является важным новшеством российского земельного законодательства. Под действие закона подпадают только государственные или муниципальные земли.

Получив разрешение, на земле можно ремонтировать линейный объект, строить временные объекты, складировать материалы и различную технику для строительства, деятельность по совершенствованию сохранения традиций и обычаев малых коренных этносов. Этот способ является условно разрешенным видом использования земельных участков.Разрешение на использование земельного участка без предоставления в собственность и ответственность за его отсутствие

Законодательство

Основой законодательного регулирования порядка использования земель без предоставления участков и установления сервитута является Земельный кодекс РФ.

Глава V.6 в Земельном кодексе, а конкретно статьи 39.33, 39.34, 39.35, 39.36 регулируют такой способ использования земель.

Данный институт земельного законодательства был введен в действие 1 марта 2015 года законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 171).

Основания использования земель

Использовать государственные или муниципальные земли, выделенные гражданам или юридическим лицам можно без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих ситуациях:

  • Осуществление инженерных изысканий — комплекса работ для получения информации, необходимой, чтобы выбрать наиболее экономически целесообразное и технически обоснованное место для строительства, других работ, связанных с проектированием сооружений;
  • Проведение капитального или текущего ремонта линейного объекта (линии электропередач, трубопроводы, автодороги, железнодорожные линии, линии связи и пр.);
  • Постройка временных или дополнительных сооружений вспомогательного характера (ограждения, навесы, бытовки), складывание строительных и других материалов, строительной техники, реконструкции федеральных, региональных или местных линейных объектов;
  • Проведение геологического исследования недр;
  • Осуществление деятельности, направленной на сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла небольших коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России там, где они традиционно проживают и проводят свою хозяйственную деятельность. Исключение в данном случае составляют земли лесного фонда;
  • Расположение переносных объектов торговли, конструкций рекламы и других объектов, определяемых Правительством России.

Порядок получения разрешения на использование

Разрешение на использование земельного участка без предоставления в собственность и ответственность за его отсутствие

  • Согласно Правилам процедура получения разрешения на использование земли начинается с подачи заявления физическим или юридическим лицом (их представителями) в исполнительный орган государственной власти или в муниципалитет.
  • В заявлении указывается следующее:
  • Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
  • ФИО, место проживания заявителя и паспортные данные — прописывает физическое лицо;
  • Наименование, месторасположение, организационная форма деятельности и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц — прописывает юридическое лицо;
  • ФИО доверенного представителя заявителя и данные документа, который подтверждает его права — прописывает доверенное лицо заявителя; Почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов для связи с заявителем или его представителем;
  • Планируемые цели применения земель;
  • Кадастровый номер земельного участка;
  • Период использования земли.

К заявлению необходимо обязательно приложить:

  • Копии паспорта или документа, подтверждающего права и полномочия представителя;
  • План границ, предполагаемых к применению земель на кадастровой карте территории, где указываются координаты характерных точек территориальных границ.

Разрешение на использование земельного участка без предоставления в собственность и ответственность за его отсутствие

  • Выписка из кадастра по земельному участку либо кадастровый паспорт земельного надела;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • Копия лицензии на право осуществления геологического изучения недр;
  • Другие документы, удостоверяющие основания для применения земель.

Если заявитель сразу не предоставляет дополнительные документы вместе с основными, уполномоченный орган вправе запросить их, используя межведомственное информационное взаимодействие.

Разрешение на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута

Разрешение на использование земельного участка указывает:

  • на обязанность лиц, которым предоставлено разрешение, приводить земли в пригодное состояние в случае, если в процессе использования земельного участка испортился либо вовсе был уничтожен плодородный слой почвы в границах участка;
  • на возможность досрочного прекращения действия разрешения и на сроки, в которые будет направлено уведомление о предоставлении земли лицам, использовавшим ее.

Обязанности и права лиц, которые используют земли без предоставления земельных участков

Лица, использующие земельные участки без их предоставления в собственность или аренду, вправе:Разрешение на использование земельного участка без предоставления в собственность и ответственность за его отсутствие

Лица, использующие земельные участки без их предоставления в собственность или аренду, обязаны:

  • Осуществлять только деятельность, разрешенную в пункте 1 статьи 39.33 ЗК РФ и указанную при подаче заявления на получение разрешения;
  • В случае если почва земли при ее использовании была испорчена либо был уничтожен ее плодородный слой, лицо, использующее участок, обязано привести такой земельный участок в пригодное для его дальнейшего использования состояния. Помимо этого гражданин или организация обязаны произвести все требующиеся работы по восстановлению (рекультивации) таких земель.

Какие могут возникнуть проблемы при получении разрешения?

В выдаче разрешения на использование земельного участка могут отказать.

Разрешение на использование земельного участка без предоставления в собственность и ответственность за его отсутствие

  • в поданном заявлении обнаружены нарушения требований, предусмотренных 3 и 4 пунктами Правил;
  • заявление содержит цели использования земель или предполагаемые объекты к размещению, которые не предусматривает пункт 1 статьи 39.34 ЗК РФ;
  • желаемая земля уже предоставлена гражданину или организации.

Таким образом, новый способ использования земель предоставил гражданам или организациям получать участок во временное использование для проведения на нем определенного вида работ без заключения договора аренды или купли-продажи.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/ispolzovaniy-zemli-bez-predostavleniya-uchastkov-i-ustanovleniya-servituta.html

Порядок использования земли без предоставления участков и установления сервитута в 2019 году: особенности, условия, порядок получения разрешения, документы, права и обязанности

Основания для использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Законодательно установлен ряд случаев, когда допускается использование земельных участков, состоящих в собственности государственных органов или муниципалитета без передачи их в собственность и без установки сервитута. Такая процедура проводится на основании ст. 39.33 ЗК РФ в следующих случаях:

  • при проведении инженерных изысканий;
  • при необходимости проведения ремонта линейного объекта;
  • при возведении временных или вспомогательных построек, складировании стройматериалов, техники для выполнения необходимых работ, при реконструкции линейных объектов различного назначения и принадлежности;
  • для проведения геологических исследований недр;
  • когда выполняются действия, направленные на развитие и сохранность традиций и промыслов коренных малочисленных народов государства по месту их жительства, кроме зон лесного фонда;
  • при размещении торговых точек нестационарного типа, рекламных конструкций, других построек, разновидности которых определяет Правительство РФ.

Разрешение на использование земель

Эксплуатация территорий, являющихся государственной собственностью или владением муниципалитета, производится согласно целям, обозначенным в разрешении, которое выдается полномочным ведомствам.

Разрешение на использование земельного участка без передачи в собственность представляет собой документ стандартного образца, составленный в письменном виде и подписанный должностным лицом полномочного ведомства.

В разрешении обязательно должны быть указаны такие данные, как:

  • кадастровый номер участка, если рассматривается эксплуатация всего надела или его части;
  • обязанности лиц, получивших разрешение;
  • указание возможности досрочного прекращения действия разрешения.

Документ предоставляет право гражданам на распоряжение территориями без передачи их в эксплуатацию, однако, вынесенный акт не является разрешительным документом для возведения на площади построек или выполнения реконструкции объекта.

Порядок получения разрешения на использование земель

Использование земельного участка без его предоставления начинается с получения разрешения, о чем было сказано выше. Описание процесса получения такого документа отражено в ст. 39.34 ЗК РФ и предполагает совершение следующих действий:

  1. Заинтересованное лицо обращается в распорядительное ведомство с заявлением о выдаче разрешения на пользование наделом без его предоставления (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о выдаче разрешения на пользование землей]).
  2. Распорядитель участка проверяет поступившую заявку и пакет документов на предмет правильности заполнения и наличие законных оснований для оформления разрешения.
  3. Не позже месяца с момента поступления заявки выносится решение о предоставлении права использования земли или отказ в этом, с указанием причин.
  4. Акт выдается заявителю, а исполнительное ведомство обязано не позже 10 дней с момента выдачи разрешения, передать копию акта в федеральный исполнительный орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Такие функции сейчас выполняет Росреестр.

Разрешение может иметь различный срок действия, который напрямую зависят от вида разрешенного использования:

  1. Для выполнения инженерных изысканий, ремонта линейных объектов — до года.
  2. Под возведение зданий определенного типа, хранение материалов и техники, а также реконструкцию линейных строений — на период выполнения указанных мероприятий.
  3. В целях геологического исследования недр — на период действия лицензионного соглашения.
  4. Для сохранения традиций и промыслов коренных народов — бессрочно.

Действие разрешения заканчивается в тот момент, когда участок будет передан в пользование гражданину или организации.

Список документов

Чтобы разрешение на пользование территориями, являющимися муниципальной или государственной собственностью было выдано, потребуется следующий пакет документов:

  • реквизиты заявителя;
  • техническая информация об участке, в отношении которого требуется разрешительный акт, включая кадастровый номер и межевую схему;
  • заявление на выдачу разрешения;
  • бумаги, подтверждающие наличие оснований для выдачи документа, в частности: лицензия на недропользование, разрешение на инженерные изыскания, постановление о проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту линейных объектов, документы на нестационарную торговую точку и ряд других, в зависимости от обстоятельств.

Бумаги предоставляются в виде копий и удостоверяются оригинальными экземплярами.

Обязанности лиц, использующих земли на основании разрешения

Иногда может возникнуть ситуация, при которой земли, разрешенные к эксплуатации, были испорчены или лишены плодородного слоя почвы. В этом случае, лица, которые получили разрешение на пользование земельными участками имеют перед собственником территорий некоторые обязанности:

  1. Привести землю в пригодное для дальнейшей эксплуатации состояние в соответствии с целевым назначением.
  2. Выполнить все необходимые действия по рекультивации наделов, включая обязательные агротехнические и оросительные процедуры.

Пример по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Руководитель общины северного малочисленного народа обратился в администрацию своего поселения и подал заявку на пользование территорией, принадлежащей в прошлом его предкам. В заявке, мужчина указал, что данная площадь необходима членам их общины, чтобы заниматься охотничьим промыслом, развивать свои коренные традиции и заниматься хозяйствованием.

Читайте также:  Чернобыльское удостоверение: льготы, положенные его владельцам

По его заявке был вынесен отказ, поскольку часть указанной территории была включена в категорию земель лесного фонда. Руководитель посчитал действия сотрудника администрации незаконными, и обратился к руководителю органа с жалобой, на что также получил официальный отказ.

Мужчина не остановился на этом и нанял юриста, с помощью которого было подготовлено и передано исковое заявление в суд. Через несколько недель судья вынес отрицательное решение по иску, сославшись на положения земельного кодекса об особо охраняемых территориях.

Заявитель был вынужден исключить из заявления земли лесного фонда, после чего оформил новое заявление. На этот раз администрация выдала разрешение на предоставление земель.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Законодательством предусмотрено, что государственные и муниципальные земли могут использоваться гражданами и организациями без передачи их в собственность и без установки сервитута.
  2. Для такого действия потребуется наличие законных оснований и выполнение определенных требований, предъявляемых к процедуре оформления соответствующей документации.
  3. Официальным документом, дающим право пользования такими землями, является разрешение, которое выдается уполномоченным ведомством, в распоряжении которого состоит данный участок.
  4. Порядок выдачи разрешения предусматривает ряд этапов, в рамках которых выполняется обращение граждан в уполномоченный орган с заявлением и приложенными документами к нему.
  5. В том случае, когда участку нанесен ущерб или был уничтожен почвенный слой по вине пользователя, виновное лицо обязано выполнить необходимые восстановительные процедуры, включая рекультивацию, орошение и другие действия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Михаил. Я являюсь инженером, и наша бригада получила задание произвести работы по изысканию на некоторых земельных площадях.

Чтобы все было оформлено законным образом я, как руководитель, обратился в местную администрацию с заявкой о предоставлении соответствующего разрешения, однако, через некоторое время получил отказ.

Причиной вынесения отрицательно решения стал якобы запрет, наложенный на данные участки местным органом самоуправления. Представить мне соответствующий документ сотрудник администрации отказался, зато предложил оформить участки во временное пользование или аренду.

Подскажите, правомерен ли данный отказ, и каким образом я могу получить разрешение, чтобы наконец-то заняться своими непосредственными обязанностями?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. В статье 39.33 ЗК РФ описаны основания для выдачи разрешения на пользование площадью без предоставления ее в распоряжение заинтересованному лицу. Одним из таких оснований является передача наделов для проведения инженерных изысканий, то есть именно та процедура, которой намерены заняться вы.

Согласно этому положению, действия сотрудника муниципалитета абсолютно не правомерны. При том что вы совместно с заявлением подали все необходимые документы, подтверждающие ваше право на получение разрешения.

Сейчас от вас потребуется повторно обратиться в администрацию, предварительно собрав полный пакет документов и попытаться получить разрешение. Если ничего не получится, то вы имеете полное право обратиться в суд и оспорить вынесенное решение.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/poryadok-ispolzovaniya-zemli-bez-predostavleniya-uchastkov-i-ustanovleniya-servituta/

Административная ответственность за нарушение порядка предоставления земельных участков

С момента вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Российской Федерации начал применяться новый порядок образования земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности и их предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков.

Нововведения позволили сделать более понятной и открытой процедуру предоставления земельных участков в аренду и в собственность, установили четкую регламентацию действий уполномоченных органов в зависимости от категорий лиц, обращающихся за предоставлением земельных участков, а также в зависимости от целей использования испрашиваемых земельных участков и видов заявляемых прав на них.

Кроме того, в новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) законодателем установлены конкретные сроки совершения органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, отдельных действий, предусмотренных порядком, при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков, а также исключительные перечни оснований, при наличии которых могут приниматься решения об отказе в утверждении схем расположения земельных участков либо об отказе в предоставлении земельных участков. Указанное способствует исключению злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления.

Нарушение порядка предоставления земельных участков влечет для должностных лиц органов местного самоуправления административную ответственность, предусмотренную статьей 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Принятие решений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.9 КоАП РФ, в силу части 1 статьи 28.4 КоАП РФ относится к исключительной компетенции органов прокуратуры Российской Федерации, которые осуществляют надзор в том числе за исполнением органами местного самоуправления законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина [2].

Так, статьей 39.16 ЗК РФ определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов [1]. Указанный перечень содержит 26 оснований для отказа в предоставлении земельных участков.

Принятие должностным лицом органа местного самоуправления решения об отказе в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка по не предусмотренным статьей 39.16 ЗК РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.9 КоАП РФ.

В свою очередь, удовлетворение должностным лицом органа местного самоуправления заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, при наличии оснований для отказа в его предоставлении, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.9 КоАП РФ.

Органами прокуратуры Российской Федерации на практике также реализуются полномочия по привлечению лиц, допускающих нарушение таких сроков, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.9 КоАП РФ

Так, статьей 39.17 ЗК РФ для рассмотрения уполномоченным органом местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка установлен тридцатидневный срок со дня поступления такого заявления.

В данном случае законодателем установлен общий срок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков и нарушение должностным лицом органа местного самоуправления такого срока влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.9 КоАП РФ.

Поскольку в населенных пунктах сельской местности граждане заинтересованы в основном в получении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства особо актуальной в настоящее время для муниципальных районов является процедура рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков и о предоставлении земельных участков, предусмотренная статьей 39.18 ЗК РФ, которой установлены особенности предоставления таких земельных участков, включающие ряд строго определенных процедур и сроков их совершения.

  • Инициирование процедуры предварительного согласования или предоставления земельного участка для указанных целей носит заявительный характер.
  • Законодателем определено, что в случае поступления от гражданина заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства уполномоченный орган местного самоуправления, при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления такого заявления, обеспечивает опубликование в установленном законом порядке извещения о предоставлении испрашиваемого гражданином земельного участка для соответствующих целей, а также размещает указанное извещение на сайте органа местного самоуправления и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов [1].
  • Указанные предусмотренные законодательством действия органа местного самоуправления направлены на выявление иных лиц, которые также могут быть заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый заявителем земельный участок.

Таким лицам пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ предоставлено право подавать заявления о намерении участвовать в аукционе в отношении земельного участка, указанного в опубликованном извещении.

  1. Если в течение тридцати дней со дня опубликования извещения иные лица изъявили намерение участвовать в аукционе в отношении указанного в извещении земельного участка и подали соответствующие заявления, то в таком случае уполномоченный орган местного самоуправления обязан в недельный срок со дня поступления этих заявлений принять одно из следующих решений:
  2. оказать в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
  3. отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка [1].

В данном случае, то есть в случае поступления заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе в отношении земельного участка, указанного в извещении, пунктом 7 статьи 39.

18 ЗК РФ определен конкретный срок совершения уполномоченным органом одного из вышеуказанных действий, а именно установлено, что данные действия должны быть совершены в недельный срок со дня поступления заявлений иных лиц.

При рассмотрении органами прокуратуры вопроса о возможном наличии в действиях уполномоченного органа местного самоуправления состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

9 КоАП РФ, в связи с нарушением им недельного срока, установленного пунктом 7 статьи 39.

18 ЗК РФ, установление даты совершения такого административного правонарушения не вызывает сомнений, поскольку срок, определенный данный пунктом ЗК РФ, регламентирован ясно — недельный срок.

Также имеют место также случаи, когда после размещения извещений о возможном предоставлении земельных участков, испрашиваемых заявителями в порядке статьи 39.18 ЗК РФ, заявлений от иных лиц о предоставлении таких земельных участков не поступает.

  • Для таких случаев пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения заявлений от иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступило, уполномоченный орган местного самоуправления совершает одно из следующих действий:
  • принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»), и направляет указанное решение заявителю;
  • осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, их подписание и направление заявителю в случае, если не требуется образование или уточнение границ земельного участка [1].
Читайте также:  Когда сообщить работодателю о беременности, и каким образом это лучше сделать?

Однако, определенный (пресекательный) срок, в который уполномоченный орган местного самоуправления должен принять одно из вышеуказанных решений, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, законодателем для данного случая не конкретизирован.

Органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, зачастую злоупотребляют наличием такого пробела в законодательстве. Решения, из числа предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, зачастую принимаются ими спустя длительный период времени с момента истечения 30 дневного срока публикации извещений.

Более того, имеют место факты принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, утверждающих административные регламенты предоставления муниципальных услуг в сфере предоставления земельных участков, которыми органы местного самоуправления, воспользовавшись наличием вышеуказанного законодательного пробела, на муниципальном нормативном уровне закрепляют возможность принятия ими решений, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, в довольно длительные сроки.

Такие нормативные правовые акты органов местного самоуправления противоречат требованиям пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, поскольку данным пунктом предусмотрен только один исключительный случай продления сроков принятия вышеуказанных решений до 45 дней, и подлежат опротестованию прокуратурой.

Не смотря на отсутствие в пункте 5 статьи 39.

18 ЗК РФ конкретного (пресекательного) срока, в который уполномоченный орган местного самоуправления должен принять одно из решений, предусмотренных данным пунктом, в Российской Федерации сформировалась положительная судебная практика, согласно которой, с учетом нынешней формулировки рассматриваемого пункта, суды, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.9 КоАП РФ, приходят к выводу о том, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об осуществлении подготовки проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка (в случае, если после истечения 30-дневного срока публикации извещений заявлений от иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступило), должны быть приняты именно по истечении 30 дней со дня опубликования извещений о возможном предоставлении земельных участков, то есть на следующий день после истечения 30-дневного срока публикации извещения.

При рассмотрении органом прокуратуры вопроса о возбуждении в отношении должностного лица уполномоченного органа местного самоуправления дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 19.

9 КоАП РФ, в связи с нарушением таким должностным лицом срока принятия одного из решений, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.

18 ЗК РФ, необходимо исходить из того, что днем совершения такого административного правонарушения будет являться первый рабочий день, следующий за установленным частью 5 статьи 39.18 ЗК РФ тридцатидневным сроком.

Реализация органами прокуратуры предусмотренных законодательством полномочий по административному преследованию должностных лиц, допустивших нарушения порядка предоставления земельных участков, позволяет не только снизить количество таких нарушений, в том числе нарушений прав граждан на рассмотрение их заявлений о предоставлении земельных участков в предусмотренные законодательством сроки, но и способствует более качественному и своевременному рассмотрению уполномоченными органами таких заявлений, исключив самостоятельное определение органом местного самоуправления сроков исполнения данной муниципальной функции.

Источник: https://moluch.ru/archive/253/57967/

Административная ответственность за использования земельного участка без документов. Способы защиты

Две недели назад закончилась годовая история по оспариванию Постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр) о привлечении Общества к административной ответственности за использование земельного участка, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает административную ответственность за «самовольное занятие земельного участка, или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих  документов, а в случаях необходимости, без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности» – ст.7.1 КоАП РФ.

Общество использовало земельный участок из состава невостребованных земельных долей. Земельный участок использовался на основании договора аренды, заключенного с муниципальным образованием, с сельским поселением, если быть точным. На момент проведения земельного контроля сроки действия договоров истекли.

Разумеется, муниципальное образование не зарегистрировало право собственности на данный земельный участок (невостребованные земельные доли) в предусмотренном законом порядке.

Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.7.1 КоАП РФ.

Не согласившись с мнением Росреестра, Общество обратилось в Арбитражный суд, с требованием признать решения о привлечении Общества к административной ответственности недействительными. Решением суда первой инстанции, требования истца были удовлетворены. Апелляционный суд Решение оставил в силе. Определением суда кассационной инстанции, жалоба была возвращена подателю.

  • Статья 7.1 КоАП содержит три состава административных правонарушений:
  • · Самовольное занятие земельного участка;
  • ·  Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
  • ·   Использование земельного участка без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности
  • Для привлечения к административной ответственности, Росреестр должен доказать, что:
  • ·  земельный участок использовался в отсутствие воли (согласия) правообладателя;
  • ·  обязанность по оформлению правоустанавливающих документов законом возложена на пользователя земельным участком;
  • ·  между сторонами не достигнуто согласия об объекте аренды;

Но, даже если Росреестр докажет все вышеуказанное, у Вас все еще есть шанс избежать административной ответственности – ст.2.9 КоАП РФ «малозначительность». Но у данного способа защиты есть и отрицательная сторона – Вы должны признать состав административного правонарушения.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/administrativnaya_otvetstvennost_za_ispolzovaniya_zemelnogo_uchastka_bez_dokumentov_sposoby_zashhity/2212

Ответственность и штраф за нецелевое использование земельного участка, незаконное владение наделом без документов

Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?

Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона № 221-ФЗ, от 24.07.07 г.

Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).

ЗК РФ, Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
  • своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • своевременно производить платежи за землю;
  • соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
  • выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:

Остальные категории массивов остаются в собственности государства или передаются в пользование муниципалитетам.

Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.

Дробная дифференциация классификации применяется к землям населённых пунктов, которые распределяются соответственно правилам зонирования территории. Отдельные зоны предназначены под застройку многоэтажными зданиями, другие – под частный сектор.

В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади. Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения.

Земли промышленного назначения так же требуют зонирования. Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.

Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору, вступившему в юридическую силу в 2014 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.

Как доказать факт незаконного владения ЗУ?

Доказательство использования ЗУ не по целевому назначению требуется проводить в течение трёх лет с момента получения сведений о допущенных нарушениях (ст. 196 ГК РФ).

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности

  • Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  • Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Иначе оформление документации допускает признания опровержения, при условии, что уполномоченные инстанции знали о нарушении, но не принимали соответствующих не была осуществлена проверка использования земельных участков, попустительствуя деяниям правообладателя.

Сведения могут быть получены письменным заявлением от соседей нарушителя или обнаружены в результате административных проверок и иных фактов, сопутствующих предоставлению информации.

Читайте также:  Что предусматривает закон: до скольки можно шуметь в выходные дни в общественных зданиях и жилых помещениях?

Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:

  • сведения о заявителе;
  • сведения о месте расположения участка заявителя;
  • сведения о нарушителе;
  • перечень допущенных нарушений;
  • просьба о проведении административной проверки.

На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе.

При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности.

Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

Нецелевое использование земельного участка: ответственность

После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта, указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

  1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.
  • Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.
  • По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.
  • По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.

Наказание за последующее нарушение

Меры воздействия на нарушителя усиливаются:

  • при повторном нарушении регламента;
  • при игнорировании предписания.

Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.

Заявление об отсрочке исполнения решения.

Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:

  1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
  3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

Ответственность за использование ЗУ без документов

Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

  • обращением в администрацию;
  • через суд.

Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

  1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

КоАП РФ, Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

  1. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
  2. влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
  3. Примечания:
  1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить здесь), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:

  • 5-10 тысяч – гражданам;
  • 20-50 тысяч – руководителям;
  • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).

Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.

Смотрите также видео о том, как бороться с нецелевым использованием земельных участков:

В статье показаны меры взыскания к лицам, нарушающим установленные правила землепользования. Во избежание мер пресечения нарушений и вменения штрафных санкций, таковые требуется соблюдать разрешенное использование ЗУ.

Источник: https://myrealproperty.ru/zemelnyj-uchastok/kategorii/razreshennoe-ispolzovanie/netselevoe-ispolzovanie.html

Незаконное использование земельного участка

У меня есть земельный участок. Его целевое назначение – ведение сельского хозяйства. Этот участок располагается в районе, где находятся дачи. Раньше этот участок не использовался десятилетиями.

Сейчас хочу поменять его целевое назначение под строительство и построить на нем дачу. Проблема в том, что кто-то уже несколько лет засаживает мой участок своим огородом. Раньше мне было все равно, думал: «пускай пользуются, мне он сейчас не нужен».

Я не знаю, кто именно его использует. Спрашивал соседей, никто тоже этих людей не знает. Видели только в лицо. Обращался к местным властям. У них тоже не зафиксировано, чтобы кто-то обращался с просьбой использовать участок.

  • Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
  • После того как будет составлен административный протокол, вы можете предложить бывшим незаконным «владельцам» своими силами убрать огород, собрать свои фрукты и овощи.

Обратитесь с письменным заявлением в полицию, о том что участок, принадлежащий Вам на праве собственности, используется неустановленными людьми, что нарушает Ваши права. лучше заявление отправить почтой, ценным с описью вложения и уведомлением.

  • Установите на Вашем участке табличку с надписью о том, что Вы планируете с такого-то числа начать пользоваться своим участком, предупредите о том, что в силу того, что данный участок находится в вашей собственности вы имеете право убрать с него все то, что считаете лишним. Оставьте свой телефон для связи, я думаю люди пользуются им не от хорошей жизни и возможно все решится мирным путем. Зачем же сразу в полицию?

Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

То есть, если Ваш участок не огорожен и не обозначен, то соответственно любое лицо имеет право пройти через него или находиться на нем в определенный момент.

Кроме того, соответствии со ст. 284 и ст.

285 ГК РФ, Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Поэтому, как это не парадоксально, но то факт, что неизвестное лицо обрабатывало Вашу землю в течении этого периода может служить Вам на руку при определенных обстоятельствах .То есть, в любой момент, Вы можете использовать этот в защиту своих интересов как собственник.

Таким образом, Вам сейчас следует четко обозначить границы своего участка с предупреждением об ответственности за нарушение владений частной собственности и этого будет достаточно для урегулирования вопроса с «неизвестными земелепашцами»( если конечно это не из случаев «Круги на полях»).

Источник: https://pravoved.ru/question/7772/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector